В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Покажем это на конкретных примерах.
Тираспольский район богат своей природой, природными ресурсами. Поэтому здесь нашли своё яркое выражение различные стороны жизнедеятельности людей.
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего. В соответствии этим был определён один из основных принципов отбора знаний для дошкольников исторического характера, условно названный «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью: наличие памятников, зданий и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.
Таким образом, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
1) Энциклопедичности.
2) Краеведческий (региональный).
Интеграции - установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф. Виноградова).
Культурологический - приобщение детей к истокам культуры.
Тематический - деление материала на основные темы (циклы).
Наглядности - условно обозначенный как «принцип айсберга».
Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для осуществления данного проекта использовались современные методы к ознакомлению детей с окружающей действительностью:
методы ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козлова;
методы, повышающие познавательную активность;
методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков);
методы ТРИЗ (см. табл. 1)
Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин < .> Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Анализ литературы по данной теме, позволил сделать вывод о том, что любовь к родному краю будет воспитываться лишь при целенаправленном руководстве педагога, систематическом обучении на занятиях и при тесном взаимодействии с родителями.
Таблица 1 - Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью
Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова) |
Методы повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова) |
Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова) |
Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков) |
Методы ТРИЗ |
Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экс-периментирова-ние и опыты. |
Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка. |
Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность. |
Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые примеры; юмор, шутка; детское экс-перементи-ро-вание; проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения. |
Метод проб и ошибок (МП и О); метод протии-воречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод синекси-ки; метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование |
Концепция, структура и содержание образовательного модуля
"Методы педагогического исследования"
В системе социогуманитарного образования образовательный модуль "Методы педагогического исследования" занимает важное место. Модуль относится к блоку специальных дисциплин, обеспечивающих п ...
Методики диагностики сформированности коллектива
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива. Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утвержден ...