В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Как показывает исторический опыт, инновационные процессы — необходимое и обязательное условие развития как педагогической науки, так педагогической практики. В этой связи процесс подготовки будущего учителя должен быть направлен на подготовку педагога, способного к творчеству, владеющего современными педагогическими технологиями.
Так, среди важнейших направлений построения программы подготовки преподавателя особое внимание должно уделяться формированию готовности педагога к участию в инновационных процессах. Решение данной задачи требует изменения акцентов в профессиональной подготовке, а именно:
получаемое будущими учителями образование должно формировать установки на постоянное саморазвитие, т.к. только в этом случае молодые специалисты будут способны к творческой интерпретации научных исследований и использованию данных передового педагогического опыта;
неформальное сочетание теоретического наследия и практического опыта, восприятие педагогики как непрерывно развивающейся науки, что позволит постоянно стимулировать в себе потребность в поиске новых путей решения проблем образования;
гуманистическая позиция педагога, которая может быть охарактеризована в признании и принятии ребенка, воспитанника как ценности, где его Я-концепция — приоритетная часть в структуре ценностных ориентаций.
Процесс разработки авторской методической системы — не одномоментный акт. Он занимает довольно длительный период. Наши исследования показали, что педагогический процесс, ориентированный на развитие личности, предполагает реализацию учителем индивидуально-творческой (субъектно-авторской) модели педагогической деятельности, требующей внесения авторского начала в целеполагание, отбор и конструирование содержания обучения, в структуре которого представлен собственный личностный опыт учителя в построении методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности. Результатом творческого саморазвития учителя в педагогической деятельности является создание им собственной авторской педагогической системы, в структуре которой следует выделить следующие подсистемы:
индивидуальная совокупность личностных и профессиональных качеств учителя;
педагогическая технология, адаптированная к индивидуальности учителя, выражающая своеобразие его профессионального мировоззрения;
специфическое коммуникативное пространство как стилевая характеристика профессионального общения и поведения педагога.
Педагогам, ведущим инновационный поиск по созданию авторской методической системы, целесообразно ориентироваться на следующие критерии ее сформированности:
субъектность педагога в его профессиональной деятельности, что выражается в авторском подходе к постановке целей, выработке содержания занятий, разработке средств создания ситуации развития личности воспитанника;
адаптированность к индивидуально-стилевым особенностям учителя;
соавторство учителя и ученика в разработке всех компонентов педагогического процесса — его целей, средств, ожидаемых результатов, критериев их оценивания;
технологичность педагогической деятельности, ее результативность, совпадение результатов педагогического процесса с диагностично заданной целью;
обеспечение единства личностно-смыслового и когнитивного развития учащихся.
Управленческий цикл в условиях авторской методической системы образовательного учреждения начинается с анализа личностно-развивающих возможностей методического процесса. При оценке профессиональной деятельности педагога руководителем техникума в поле его зрения оказываются не только собственно профессиональные, но и личностные характеристики педагога: смысл и идеал профессиональной деятельности, высокий уровень саморегуляции и рефлексии в профессиональной работе, гибкость и аналогичность педагогического общения.
Новая стратегия порождает и новые методы управления. Это – многопараметральное системное проектирование авторской методической системы, позволяющее увязать воедино: знания, творчество, стандарт, индивидуальность педагогов, внутреннюю целостность и взаимодействие со средой; создание реальных образцов опыта, в том числе и не имеющего аналогов в науке и практике; передача учителю авторских, а не только исполнительских полномочий; разработка и внедрение интерактивных форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень профессионализма; изменение профессионального педагогического мышления учителей, позволяющего создавать индивидуально-авторские методические и педагогические системы.
Резюмируя сказанное, можно выделить специфические управленческие действия руководителя техникума, направленные на организационное обеспечение личностно ориентированного образования:
1) освоение и применение личностно ориентированных критериев жизнедеятельности учащихся, учителей, образовательной организации в целом;
Методические рекомендации по развитию
речи у детей дошкольного возраста в процессе игры
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для реб ...
Уровни и критерии сформированности познавательного интереса
В классных коллективах как младших школьников, так и старших подростков на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, п ...