В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
- произведения для иллюстрирования подбирать с учётом интересов учащихся, с учётом обеспечения обучения и воспитания: малая форма (сказка), эстетическая и морально-идейная направленность, богатый сюжет, яркие образы;
- повышать творческую активность учащихся эмоциональным усвоением идеи, заложенной в основу произведения, правильным пониманием замысла;
- занятия разными видами изобразительной деятельности объединить в тематический блок, направляя их на решение творческих задач в процессе иллюстрирования; использовать формы, средства и методы их проведения для успешного усвоения учащимися принципа последовательной работы над передачей замысла иллюстрируемого литературного произведения:
1). изучение литературного текста и выбор эпизода для иллюстрирования;
2). поиски композиционного решения содержания эпизода в эскизах;
3). осознание школьниками значимости подготовительной работы, заключающейся в единстве изучения основ изобразительной грамоты сказки;
4). усвоение основных закономерностей построения композиции и подчинённость их замыслу и др.
Календарно-тематическое планирование по развитию композиционных навыков у учащихся среднего звена Таблица 7
№ |
Тема занятия |
Цель и задачи занятия |
Содержание деятельности |
Формы и методы |
Анализ деятельности |
1 |
«Композиция. Центр композиции». |
1.Углубление эстетического познания. 2.Знакомство учащихся с законами композиции: центр композиции, правило третей. 3.Закрепление навыков рисования. 4.Развитие композиционного мышления, художественного вкуса.5.Развитие творческого воображения; |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. 3.Объяснение новой темы: -историческая справка. 4. Самостоятельная работа учащихся. 5. Итог урока. Выставка работ. |
Форма – урок Методы – объяснение, рассказ, беседа, наглядно-иллюстративный |
Все цели урока достигнуты и реализованы. Учащиеся познакомились с композицией, с принципами и законами композиции. |
2 |
«Симметрия- асимметрия. Статика- динамика» |
1.Дать сведения о симметрии-асимметрии, статике и динамике; 2.Содействовать развитию художественного вкуса, чувство композиции, наблюдательности, верной передачи особенностей натуры; 3.Активизировать творческое воображение; 4.Развивать композиционные навыки в изображении предметов сложной формы, от общего к деталям; помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве; 5.Закрепить знания о композиции, равновесии в композиции. |
1.Организационный момент. 2. Беседа по теме. 4.Поэтапное объяснение рисования предметов. 5.Практическая работа. 6. Итог урока. Выставка работ. |
Форма – рисование по представлению. Методы - рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, наглядно-иллюстративный. |
Все цели урока реализованы и достигнуты. Учащиеся научились рисовать симметричные и асимметричные предметы по представлению. При рассмотрении картин художников я старалась показать учащимся всю красоту рисунка, стремилась вызвать у детей положительные чувства и эмоции путем внедрения в урок музыкального произведения. |
3 |
Красота согласованности движений человека. Композиция "Спортивная игра" |
1.Привлечь внимание учащихся к выразительности пропорций и движений фигуры.2. Научить учащихся понимать и видеть красоту движений человека. 3. Развивать пространственные, координационные представления учащихся. 4. Воспитывать эстетическую культуру учащихся |
1.Организационный момент. 2. Вводная беседа – рассказ учителя о творчестве художников. 4.Поэтапное объяснение рисования фигуры человека. 5.Практическая работа. 6. Итог урока. Выставка работ. |
Форма- рисование по представлению. Методы-наглядный, словесный, проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы. |
Все поставленные цели к уроку были достигнуты и реализованы. Учащиеся научились технике работы с карандашом, овладели приемами рисования фигуры человека. Кроме этого, через многочисленные репродукции картин художников я старалась развивать у учащихся эстетические чувства. |
4 |
Сказочно- былинный жанр. «Мой любимый сказочный герой». |
1.Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки, поддержать интерес к русской народной сказке. 2.Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя.3. Познакомить учащихся с творчеством художников- сказочников. |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний - водная беседа. 3.Правила составления композиции. 4.Самостоятельная работа учащихся. 5. Итог урока. Выставка работ. |
Форма – урок. Методы – беседа, рассказ, наглядный и практический методы. |
Во время занятия все учащиеся активно работали, ощущая поддержку педагога. Не задействованных учащихся не было. Я старалась активизировать деятельность учащихся, заинтересовать их путем внедрения в урок различных иллюстраций. На данном занятии ребята познакомились с правилами составления композиции сказки. |
5 |
«Мифологический жанр» |
1.Учить детей выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам текста мифов и легенд.2.Развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц при передаче пространства на плоскости листа. 3.Учить правильно, располагать рисунок на листе. 4.Прививать им навыки цветового решения композиции с помощью красок. |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний – беседа о различных легендах и героях мифов. 3.Поэтапное объяснение рисования композиционных схем с использованием иллюстраций. 4. Практическая работа учащихся. 5. Итог урока, анализ и выставка работ |
Форма –экскурсия по мифам Древней Греции. Методы – Наглядно-иллюстративный, поощрение, беседа, рассказ, практическая работа. |
Урок прошел успешно. На протяжении всего занятия учащиеся были заинтересованы, результаты у всех получились положительные. В ходе занятия в целях расширения кругозора учащихся я использовала исторический материал о мифологии разных народов, ребята поведали друг другу о своем любимом мифе, рассказав о нем, о его особенностях Занятие получилось полным, содержательным и интересным. У всех получились очень интересные работы, каждый из ребят постарался отразить в своих рисунках что-то особенное и необычное. |
6 |
Искусство оформления книги – иллюстрирование сказок народов мира (по выбору). |
1.Создать условия для понимания того, что книга не только источник знаний, но и предмет искусства, дающий эстетическое наслаждение.2.Раскрыть представление о роль художника в оформлении книги.3.Привить любовь и уважение к книге как виду искусства.4.Формировать умения самостоятельно выполнять композиции иллюстрации, выделять главное в рисунке.5. Раскрытие смысла и назначения иллюстрации, роли художника в создании иллюстрации.6.Художественное выражение мысли автора в иллюстрации: умении передавать действия героев согласно тексту (эпоху, быт, костюмы). |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний (стихи, загадки о книге). 3.Объяснение новой темы: -поэтапное объяснение рисования, - беседа об иллюстрации. 4. Самостоятельная работа учащихся. 5. Итог урока. Выставка работ. |
Форма- урок усвоения и закрепления новых знаний. Методы- фронтальная, групповая индивидуальная. |
Несомненно, все поставленные цели к уроку были достигнуты и реализованы. Приобщение детей к творчеству великих художников происходило через многочисленные репродукции картин художников, я старалась развивать у учащихся эстетические чувства. Свои чувства, а также свое отношение к книге учащиеся отразили в своих работах. Метод поощрения, показ учащимся различных репродукций картин, стихи о книгах , а также музыка способствовали активизации познавательной деятельности учащихся |
7 |
История одной картины. К.Брюллов "Последний день Помпеи" |
1.Познакомить с историей создания К.П.Брюлловым картины «Последний день Помпеи». 2. Развивать навыки описания картин. 3.Воспитывать любовь к творчеству. |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний (стихи, загадки о зиме). 3.Объяснение новой темы: -поэтапное объяснение рисования, - рассказ учителя о творчестве великих художников, -беседа о зимнем лесе. 4. Самостоятельная работа учащихся (работа в группах). 5. Итог урока. Выставка работ. |
Форма – путешествие в прошлое. Методы –поощрение, беседа, рассказ, наглядно-иллюстративный, практический |
На протяжении всего занятия учащиеся активно работали. Задание вызывали у них большой интерес. При работе над своими композициями ребята использовали различные художественные материалы – гуашь, карандаши, акварель, цветные мелки и фломастеры. Все это способствовало активизации познавательной деятельности учащихся. В результате получились своеобразные работы, у ребят наблюдалась сплоченность коллектива. Благодаря демонстрации репродукций картин, учащиеся смогли вообразить и проникнуть в прошлое, что позволило вызвать положительные эмоции и чувства, а также настроить ребят на творческий лад. |
8 |
«Библейские сюжеты в произведениях живописи». |
1. Обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи; 2.Совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках МХК, умения соотносить прочитанное с увиденным; учить видеть прекрасное в литературе и живописи; 3.Развивать навыки монологического высказывания. |
1.Организационный момент, проверка рабочих мест. 2. Актуализация знаний. Беседа о библейских сюжетах с просмотром репродукций картин художников. 3. Объяснение последовательности выполнения. 4. Практическая работа учащихся. 5. Итог урока. Анализ, выставка работ |
Форма – урок. Методы –беседа, поощрение, наглядный, практический, метод создания ситуации успеха. |
Данное занятие реализовало и достигло все поставленные цели. Учащиеся показали уже сформировавшиеся знания о композиции, закрепили их на практической работе. Урок прошел успешно и благополучно. На протяжении всего занятия ребята были заинтересованы и увлечены работой. |
9 |
«Семья». |
1.Развивать аналитическое мышление; 2. Развивать образное мышление; 3. Развивать фантазию, воображение, художественный вкус; 4. Развивать графические умения и навыки, чувство линии 5. Воспитывать эстетическое восприятие человека как объекта воззрений художника; 6.Воспитывать стремление к искусству, к творчеству; 7.Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство коллективизма |
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Историческая справка. 4.Объяснение приемов рисования. 5. Самостоятельная работа учащихся. 6. Итог урока. Выставка работ. |
Форма – урок. Методы – наглядно - иллюстративный, бесед, наглядный, практический методы. |
Урок реализовал все поставленные цели и задачи. На протяжении всего занятия ребята были увлечены и заинтересованы. Активизации познавательной деятельности способствовала смена видов деятельности, а также поддержанию внимания на уроке служило разнообразие видов деятельности. На уроке царила доброжелательная атмосфера. Пробуждению мыслей и чувств учащихся послужила беседа по картинам известных художников В результате практической работы у ребят получились своеобразные, непохожие друг на друга работы, ребята постарались отобразить всю красоту фигуры человека, ее неповторимость и индивидуальность. |
10 |
Композиция на тему «Зимняя сказка». |
1. Развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира 2.Продолжаем знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы 3.Знакомимся с новыми понятиями - ассоциативная композиция, абстрактная композиция |
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний (стихи, загадки о зиме). 3. Объяснение новой темы: -поэтапное объяснение рисования, - рассказ учителя о творчестве великих художников, -беседа о зимнем лесе. 4. Самостоятельная работа учащихся (работа в группах). 5. Итог урока. Выставка работ. |
Форма – путешествие в зимний лес. Методы –поощрение, беседа, рассказ, наглядно-иллюстративный, практический |
На протяжении всего занятия учащиеся активно работали. Задание вызывали у них большой интерес. При работе над своими композициями ребята использовали различные художественные материалы – гуашь, карандаши, акварель, цветные мелки и фломастеры. Благодаря музыкальному произведению «В зимнем лесу», а также демонстрации репродукций картин, учащиеся смогли вообразить и проникнуть в зимний лес, что позволило вызвать положительные эмоции и чувства, а также настроить ребят на творческий лад. |
Теоретические основы проектного обучения
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенц ...
Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника
Наш дошкольник стал школьником, жизнь его изменилась, и смысл этого изменения – смена ведущего типа деятельности. Игра уступает свое место учебе. Что же следует делать родителям, чтобы этот период пр ...