Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Семья как микрофактор социализации: функции, типология

Педагогика и воспитание » Социальная педагогика » Семья как микрофактор социализации: функции, типология

Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

М.А. Галагузова в качестве основных функций семьи, касающихся, прежде всего, воспитания и развития ребёнка, называет следующие:

- репродуктивная обусловлены необходимостью продолжения человеческого рода;

- экономическая (связана с накоплением богатства для членов семьи) и хозяйственно-бытовая (связана с повседневным обслуживанием членов семьи);

- функция первичной социализации обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны, где он родился.

- воспитательная. Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование ребёнка. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребёнка и т.п. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка, воспитательное значение которого основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Непосредственный опыт ребёнка, приобретённый в семье становиться часто единственным критерием отношения ребёнка к окружающему миру, людям. В семье воспитание может быть деформированным, когда родители ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.

- рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл её в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищённым, быть абсолютно принятым, несмотря на его внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.

В современных науках существуют различные подходы к типологии семьи, которые различаются в основном основаниями, положенными в основу классификации. Из существующего множества типологий (психологических, педагогических, социологических) задачам деятельности социального педагога отвечает классификация, которая предусматривает выделение 4-х категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации:

- благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счёт адаптивных способностей быстро адаптируются к нуждам своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные (неполная семья, малообеспеченная и т.п.). Они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случает необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи не справляются с возложёнными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Для данного типа семьи необходимо активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи – семьи, в которых родители ведёт аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства.

Нюансы образования:

Обучающие траектории, содержащие элементы обучения электронного учебного издания по алгебре
Рассматривая положение, которое в системе образования заняли электронные учебные издания (далее - ЭУИ), мы должны прежде всего отметить его уникальность. С одной стороны, он стал естественным объекто ...

Особенности овладения навыком чтения умственно отсталыми школьниками
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достато ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru