В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Типология уроков
1. Урок закрепления знаний
Логика процесса закрепления знаний:
1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
2. Определение границ (возможностей) применения этих знаний. [Что с их помощью можно определить? Где определить?].
Пробное применение знаний.
Упражнение по образцу с целью безошибочного применения знаний.
Упражнения с переносом знаний в новые условия.
1. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся
Логика процесса комплексного применения ЗУН:
1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
1. Урок проверки и коррекции ЗУН учащихся
1. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
3. Уровень готовности к творческому применению знаний.
Требования к плану урока
Эффективность проведения урока зависит от тщательно продуманного плана урока.
План урока обычно содержит:
Дату проведения, № урока в теме.
Тему урока.
3. Цели урока:
Дидактическая (образовательная).
Воспитательная.
Развивающая (мышление).
4. Тип урока.
Изучение нового материала, закрепления, повторительно-обобщающий, урок учета и контроля знаний. Урок развития практических умений и навыков, комбинированный и т.д.
5. План проведения урока (структура).
Основные этапы урока, последовательность форм и видов работы на уроке, ориентировочное время, отводимое на каждый этап (хронометраж).
6. Оборудование урока.
Оснащение наглядными пособиями, магнитофоном, видеопроигрывателем и т.п.
7. Краткие указания по содержанию урока Ведущие идеи, основные положения, которые должны быть раскрыты на уроке, опорные конспекты.
8. Краткие указания о методах и приемах изложения материала и видах самостоятельной работы учащихся.
9. Контроль знаний учащихся.
Виды контроля:
Индивидуальный (устный и письменный) - работа по карточкам, индивидуальный опрос.
Групповой - работа в парах и группах при выполнении различных заданий.
Тематический контроль - проведение контрольных и самостоятельных работ по пройденным темам.
10. Домашнее задание.
Домашнее задание дается с указанием что и как выполнять, с дополнительным заданием творческого характера для желающих (домашнее задание допустимо оговаривать в любом месте урока, согласно уместности и целесообразности).
11. Этап подведения итогов предполагает:
Краткие выводы о проделанной работе, оценки учеников, краткая перспектива на следующий урок.
В конспекте урока дополнительно к тому, что содержится в плане урока, дается подробное описание хода урока, включающее:
способ проверки домашнего задания (какие вопросы будут поставлены перед учащимися),
способ постановки темы урока с указанием вопросов, которые подводили бы учащихся к формулировке и осознанию основной задачи урока и помогли её обосновать,
каким образом учащиеся будут подведены к выводам,
какие упражнения (практические задания) будут предложены учащимся с целью закрепления изученного материала и выработки у них умений и навыков,
какая индивидуальная работа будет проведена с сильными и слабоуспевающими учащимися, как при этом будет использован дидактический материал,
Активизация познавательной деятельности
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие л ...
Ролевая игра как стимул развития речи на иностранном языке на начальном этапе
обучения
На начальном этапе обучения иностранному языку одна из основных задач педагога - сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны. Поэтому нео ...