В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитания. Чем точнее определяется "диагноз социального заболевания" ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.
Диагностика уровня развития ребенка включает в себя следующие действия:
установление его соответствия или несоответствия возрастным нормам;
выяснение уровня сформированности навыков социокультурной, интеллектуальной, игровой, трудовой деятельности;
установление особенностей жизни ребенка до утраты родительского попечения;
ознакомление с сопроводительными документами ребенка характеристиками, заключениями медико – психолого-педагогических комиссий, актами обследования условий жизни биологических родителей ребенка, протоколами заседаний компетентных органов, решениями и приговорами суда;
установление факторов социального риска, которым подвергался ребенок до момента утраты родительского попечения (психологическое, физическое, сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами и потребностями ребенка);
работа по определению контактной сети ребенка;
составление программы социально – педагогической реабилитации ребенка.
Используются следующие методы и приемы социально – педагогической работы: изучение и пополнение сопроводительной документации ребенка, организация диагностики уровня развития ребенка, беседа, интервьюирование, организация поиска и встреч со значимыми для ребенка людьми.
Так же в детском доме проводится медицинская диагностика ребёнка, включающая санитарную обработку, лечение, решение вопросов о госпитализации; установление симптомов употребления алкоголя, нарко - и токсиковеществ, признаков жесткого обращения, сексуальных домогательств; определение уровня психофизического развития ребёнка.
Таким образом, диагностическая деятельность является первичным этапом в работе с ребёнком, поступившим в детский дом. Она включает в себя мероприятия по определению статуса ребёнка, уровня его психического развития, состояния здоровья, а также возможностей социальной адаптации.
Проблемы адаптации ребёнка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребёнка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.
Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.
Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.
Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребёнка в детском доме.
Таким методом может служить игротерапия, использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Ценность этого вида терапии определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Снимается психическое напряжение, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием.
В рамках психологической реабилитации могут использоваться различные метод арттерапии, то есть терапии средствами искусства. Например, ожжет применяться метод музыкотерапии – использования в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Библиотерапия – метод воздействия на ребёнка, его переживания, чувства посредством книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Логотерапия как метод разговорной терапии предполагает разговор с ребёнком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.
Ещё один эффективный способ коррекции поведения воспитанника – метод моритатерапии. С помощью этого метода ребёнок становится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Специалист предлагает ребёнку высказать своё мнение о чём-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, интонации, жесты). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.
Художественное своеобразие жанра «сказка»
Сказки это жанр устного народного творчества, имеющий фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу. Литературная сказка это – авторское, художественное, прозаическое или поэти ...
Теория несовершенства детской природы
Учения о несовершенстве детской природы идут из двух совершенно различных источников: натуралистического и богословского. Исходя их этого эта теория имеет два особенных вида: натуралистический и бого ...