В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Например:
124 (24 4 = 6);
103 456 (56 4 = 14).
Признак делимости чисел на 5
На 5 делятся все натуральные числа, оканчивающиеся на 5 или 0.
Обоснование: любое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых. Каждое слагаемое, начиная с десятков, делится на 5. Поэтому чтобы вся сумма делилась на 5, достаточно, чтобы последняя цифра числа делилась на 5 (Следствие из свойства 3).
Например:
125; 10 720.
Признак делимости чисел на 6
На 6 делятся те натуральные числа, которые делятся на 2 и на 3 одновременно (все четные числа, которые делятся на 3).
Обоснование: Так как 6 = 2·3, и НОД (2, 3) = 1, то для того что бы число делилось на 6 нужно чтобы это число делилось на 2 и на 3.
Например:
126
6 – четное
1 + 2 + 6 = 9
9 3 = 3
Следовательно 126 делится на 6.
Признак делимости чисел на 9
На 9 делятся те натуральные числа, сумма цифр которых кратна 9.
Обоснование проводится аналогично обоснованию признака делимости на 3.
Например:
1179
1 + 1 + 7 + 9 = 18
18 9 = 2.
Следовательно, 1179 делится на 9.
Признак делимости чисел на 10
На 10 делятся все натуральные числа, оканчивающиеся на 0.
Обоснование: любое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых. Каждое слагаемое, начиная с сотен, делится на 10. Поэтому чтобы вся сумма делилась на 10, достаточно, чтобы последняя цифра числа оканчивалась на 0.
Например: 30; 980; 1200; 1570.
Признак делимости чисел на 11
На 11 делятся натуральные числа, у которых сумма цифр, занимающих четные места, равны сумме цифр, занимающих нечетные места. Или: разность суммы цифр нечетных мест и суммы цифр четных мест кратна 11.
Обоснование: Любое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых:
= an · 10n + … + 10а1 + а0.
Докажем 2 леммы.
Лемма 1. Для любого n ≥ 0 число 102n+1 +1 нацело делится на 11.
Доказательство. (ММИ)
1. При n = 0: (101 + 1) 11.
2. Пусть при n=k выполнено следующее: (102k+1 + 1) 11.
3. Докажем, что при n=k +1 выполнено следующее: (102k+3 + 1) 11.
(102k+3 + 1) = (102 · 102k+1 + 1) = [102(102k+1 + 1) – 99] 11, так как первое слагаемое 102(102k+1 + 1) делится на 11 по предположению и второе слагаемое – 99 также делится на 11.
Лемма 2. Для любого n ≥ 0 число 102n – 1 нацело делится на 11.
Доказательство. (ММИ)
1. При n = 1: (102 – 1) 11.
2. Пусть при n=k выполнено следующее: (102k – 1) 11.
3. Докажем, что при n=k +1 выполнено следующее: (102k+2 – 1) 11.
(102k+2 – 1) = (102 · 102k – 1) = [102(102k – 1) + 99] 11, так как первое слагаемое 102(102k – 1) делится на 11 по предположению и второе слагаемое 99 также делится на 11.
Имеем:
= an · 10n + an–1 · 10n–1 + … + 10а1 + а0.
Пусть n – четное. Тогда:
= an · 10n + an–1 · 10n–1 + … + 10а1 + а0 =
= an · (10n – 1) + an + an–1 · (10n–1 + 1) – an–1 + … + (10 + 1)а1 – а1 + а0 =
= [an · (10n – 1) + an–1 · (10n–1 + 1) + … + (10 + 1)а1] + [an – an–1 + … – а1 + а0] =
[an · (10n – 1) + an–1 · (10n–1 + 1) + … + (10 + 1)а1] + [an +…+ а0 – (an–1 + …+ а1)]
Первое слагаемое в квадратных скобках нацело делится на 11 по леммам 1, 2. Для того чтобы вся сумма делилась на 11, нужно чтобы второе слагаемое тоже делилось на 11, а второе слагаемое состоит из разности суммы цифр состоящих на четных местах и на нечетных местах.
Поисковая активность как основа творчества
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в ...
Характеристика экспериментальной системы упражнений на формирование навыка
«правильности» чтения у умственно отсталых третьеклассников
Целью обучающего эксперимента является разработка системы упражнений дидактических игр, выполнение которой позволит повысить эффективность работы по формированию навыка «правильности» чтения у умстве ...