В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношение к учению. Только при наличии сильных, глубоких побуждений и мотивов школьников, их учебная деятельность будет протекать эффективно. Поэтому качество работы преподавателя физической культуры во многом определяется тем, насколько он осознает сущность мотивации учения, включая факторы, влияющие на нее, а так же методы ее формирования.
В связи с тем, что на сегодня в Украине общие показатели физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (ООШ) находятся на достаточно низком уровне, а соматическое здоровье подрастающего поколения в последние годы значительно ухудшилось, происходит переоценка роли значимости оздоровительной физической культуры и рекреации. Повышение уровня здоровья средствами физического воспитания, создание условий для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой, формирование социальной ориентации молодежи на здоровый образ жизни – является актуальной проблемой современной системы образования Украины, реализация которой невозможна без активизации в сознании самих учащихся мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
Анализ последних исследований и публикаций. Формирование мотивации учения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками. Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике физического воспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно, и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Специалисты рассматривают мотивацию как основной фактор детерминанты поведения человека, удовлетворения социальных и познавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всей его жизнедеятельности.
В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других – отношения с другими людьми. Однако именно их качество определяет сущность личности школьника, а также ее направленность в учебной деятельности.
При организации воспитательной работы по развитию мотивации на занятиях по физической культуре, учителю необходимо учитывать общие тенденции возрастного развития школьников, что в первую очередь является отправной точкой в эффективности дальнейшей работы.
Так, в средних классах, одной из особенностей мотивации учебной деятельности является возникновение у школьников стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не возникает ситуативно на конкретном уроке, а формируется постепенно по мере накопления знаний. Основным мотивом учения старшеклассника является его подготовка к вступлению в профессиональное учебное заведение. Выбор профессии становится психологическим мотивом развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Старшеклассники в большей мере начинают интересоваться теми предметами, которые им «пригодятся» для подготовки к будущей профессии.
Формулировка цели и задач работы. Целью данного исследования является определение психологических компонентов мотивации учащихся среднего и старшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1. Обобщение данных научно-методической литературы по проблеме формирования мотивации учения.
2. Выявление психологических характеристик формирования мотивации к физической культуре у школьников средних и старших классов.
3. Изучение отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой.
4. Разработка рекомендаций для повышения эффективности работы по формирования мотивации к занятиям физической культурой.
В процессе исследования были использованы методы анкетного опроса, беседы, педагогические наблюдения, а также методы математической статистики. В эксперименте принимали участие 116 учащихся среднего и старшего школьного возраста ООШ №№ 16, 80 г. Макеевки Донецкой обл., а также 54 учащихся ООШ № 8 г. Славянска Донецкой обл.
Основные материалы исследования. В связи с этим, нас интересовал вопрос о степени значимости для наших респондентов физической культуры как учебной дисциплины. В ходе опроса, учащимся предлагалось определить и распределить по категориям, основные учебные предметы (математика, физика, химия, география, физическая культура, языки, литература), которые лично для них имеют значимость в учебной деятельности (при составлении анкеты, вопросы были поставлены корректным образом по отношению к другим учебным дисциплинам, не снижая дидактическую значимость каждой из них).
Анализируя полученные данные, представилось возможным отметить, что учащиеся средних классов ООШ № 16 среди учебных дисциплин отдали приоритетное место физической культуре, а учащиеся старших классов – только шестое место; учащиеся же средних классов ООШ № 80 физической культуре определили четвертое ранговое место. То есть, по мнению учащихся средних классов, физическая культура имеет более высокую значимость по сравнению с мнением старшеклассников.
Антонимия и полисемия. Различные признаки антонимов
Для определения значения каждого из слов антонимической оппозиции и установления границ их лексической сочетаемости необходимо выявить характер их связи с разными значениями слова (если оно многознач ...
Культуросообразный подход к разработке творческих проектов
Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 г., способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сф ...