В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Исследуя побудительные факторы мотивов посещения уроков физической культуры было установлено, что в большей степени (по утверждению 77,0% учеников) к занятиям физической культуре их побуждает желание повысить индивидуальный уровень физической подготовленности; 12,0% - научиться чему-то новому; 3,0% ответили, что к этому их вынуждают причины обязательных посещений этой школьной дисциплины; 5,0% посещают занятия в большей степени из-за того, чтобы не отставать от других учеников в классе (быть «как все»); для 3,0% посещения занятий ограничивается лишь необходимостью получения оценки.
Факторы, определяющие мотивы посещения уроков физической культуры
Известно, что успех в какой-либо деятельности в определенной мере зависит не только от способностей и знаний, но и от стремления самоутвердится, достичь высоких результатов. Чем более высокий уровень мотивации, тем больше усилий прилагает личность.
В ходе проведенного нами исследования были определены также мотивы, которые в большей степени побуждают учеников к улучшению их успеваемости по предмету «Физическая культура». Так, 67,7% учеников побуждает их желание уметь определять (а также иметь более высокий) индивидуальный уровень физической подготовленности; 10,3 % - это желание получать хорошие оценки; 7,9% - страх оказаться слабее в глазах одноклассников; 10,1% - стимулирует одобрение учителя; 4,0% - отсутствуют всякие стремления улучшить свои учебные достижения и результаты.
В процессе педагогических наблюдений нами было установлено, что каждого ученика к получению позитивных оценок побуждает определенный, свойственный лишь ему комплекс мотивов. Зная, какие именно мотивы побуждают учащихся стремиться к более высоким оценкам, нам удалось повысить эффективность уроков физической культурой и более успешно управлять учебной деятельностью учащихся. Анализируя ответы на следующий блок вопросов, было установлено, что для 16,5% учеников оценки помогают им определять свой социальный статус в классе; 71,3% - это показатель их способностей и умений; 10,0% - это желание «угодить» своим родителям; для 2,2% учеников (преимущественно мальчиков средних классов) оценки по физической культуре не имеют никакого значения.
Наши педагогические наблюдения подтвердили мнение ряда авторов о том, что школьники в ходе уроков физической культуры проявляют избирательный интерес к разделам программного материала (интересы мальчиков и девочек различны). Так, девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, утонченности движений и осанке; реже – о развитии быстроты, выносливости и силы. Мальчики – наоборот, склонны к упражнениям, способствующим развитию силы, выносливости, быстроты и ловкости. В связи с этим, у них проявляется и разный интерес к разделам программного материала.
Приоритетные интересы учащихся к программному материалу по предмету «Физическая культура»
Программный материал |
Мальчики |
Девочки |
Футбол |
40,0% |
4,4% |
Баскетбол |
29,3% |
20,5% |
Волейбол |
6,7% |
35,1% |
Гимнастика |
6,5% |
30,5% |
Легкая атлетика |
17,5% |
9,5% |
Так, в ходе исследования было установлено, что мальчики (47 учеников) в большей степени отдают свое предпочтение урокам с элементами футбола (40,0%) и баскетбола (29,3%); а девочки (69 учениц) – с элементами волейбола (35,1%) и гимнастики (30,5%).
На вопросы, которые имели отношение к развитию познавательных мотивов на уроке физической культуры, а именно: «хотел бы ты расширить круг своих знаний о физической культуре и спорте?» и т.п., 88,3 % учащихся дали позитивный ответ, а 11,7% выразили (в большей мере это девушки старших классов) негативное отношение.
В период подросткового возраста активно развивается самосознание учащихся, что предполагает формирование собственно мотивационной сферы. Подросток плотно подходит к осознанию своей мотивации. Причем, сначала осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей. Подросток соотносит (однако не всегда осознанно) свою мотивацию, мотивацию сверстников с образцами, идеалами, принятыми в современном обществе. В связи с этим, нас объективно интересовали факторы, которые преимущественно определяют влияние на формирование отношения учащихся к занятиям физической культурой. Так, 38,9% учеников ответили, что значительное влияние на них оказывает личность учителя физической культуры; 36,1% - это товарищи по учебе и близкие друзья; 25,0% - это примеры из жизни выдающихся спортсменов.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования. В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах ( ...
Виды воображения
Воображение может быть 4 основных видов: 1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; 2) пассивное - обра ...