В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Познание объективной действительности начинается с ощущений восприятия, но не заканчивается ими. От ощущения и восприятия познание переходи к мышлению, которое выходит за рамки чувственного данного и расширяет границы познания. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные, абстрактные их свойства.
Мышление – это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности. Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связно с образованием цепей, средств, программ деятельности и поведения. Функциями мышления являются:
- понимание – раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемые на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.
- целеобразование – формирование образа будущего результата действия;
- рефлексия – деятельность мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания, методов познания своих действий, самопознание.
Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказывается недостаточными для достижения целей.
Процесс мышления основывается на возникающих противоречиях между целью и средствами, которыми располагает субъект и включает пять этапов:
Осознание проблемной ситуации.
Выделение того, что известно, что не известно. Постановка задачи.
Ограничение зоны поиска.
Возникновение гипотезы.
Проверка и реализация гипотезы (если проверка подтверждает гипотезу, то решение принятия реализуется).
Мыслительная деятельность исходи из мотивов и направлена на достижение целей. По верному замечанию Л.С. Выготского «Кто оторвал мышление с самого начала, от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». Существуют различные мотивы мыслительной деятельности:
- внутренние мотивы, связанные с содержанием и процессом мышления,
- внешние.
Наличие проблемной ситуации требует её адекватного познания, адекватного отражения, которым мышление идёт посредством многообразных операций. К общим мыслительным операциям относятся:
- анализ – мысленного расчленение предмета, явления, ситуации и выявления составляющих их элементов, частей, сторон;
- синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами;
- обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях ли ситуациях;
- сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделеие в них общего и различного;
- абстрагирование – отвлечение существенных свойств предметов, явления, ситуация от несущественных;
Эти операции не существуют изолированно друг о друга. Общие операции могут быть объединены в более крупные единицы – приёмы мыслительной деятельности.
Приём – это система операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, организованная для рения задач того или иного типа [8].
Содержание мышления составляют образы, представления, теоретические и эмпирические. Образ – представляет собой целостное отражение действительности, которым одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, форма движения и т.д.)
Представления – образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путём его воспроизведения в памяти или воображении.
Эмпирическое понятие – есть донаучное понятие, образующиеся вне специального обучения, содержание житейского понятия. Ограниченно обобщением узкого круга явлений, которые охватываются этим понятием.
Научное понятие – это отражение объективно существенного в вещах и явления. Понятие отражает предмет и явление действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и различий между ними.
Существует несколько классификаций мышления.
По содержанию:
-конкретно-действенное мышление - мышление, осуществляемое в практической деятельности непосредственно в неё включенное;
Экологические пространства на участке ДОУ
На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и ку ...
Анализ содержания школьного курса математики
Анализ школьных программ и учебников по геометрии На начальном этапе работы были проанализированы учебники геометрии следующих авторов: А.В. Погорелова (7-9 класс), А.С. Атанасяна (7-9 класс, 10-11 к ...