В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Формы социально-педагогической работы – варианты организации взаимодействия социального педагога с клиентами, направленные на создание условий для позитивной активности детей и молодежи, решения соответствующих задач социализации, предоставление помощи и поддержки. В практике социально-педагогической работы специалисты используют значительное количество разнообразных форм, однако все они имеют специфические признаки: функциональность (приоритетность для определенного направления социально-педагогической деятельности); структурность (соответствие специальным требованиям к подготовке и проведению отдельных типов форм); интегративность (результаты, полученные при использовании одних форм, способствуют внедрению других). В социально-педагогической работе формы классифицируют по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые); доминирующим средством влияния: словесные (лекции, беседы, диспуты); практические (аукционы, тренинги, ярмарки услуг и т.п.); наглядные (газеты, плакаты, социальная реклама, показ видеофильмов и т.п.); в соответствии с направлениями социально-педагогической деятельности: социальная профилактика (лекции, беседы, тренинги, буклеты, видеоматериалы и т.д.); коррекционно-реабилитационная роботы (упражнения по формированию определенных навыков, сопровождение, консультирование и т.д.); социально-педагогическая защита (патронаж, консультирование, переписка, оформление документов т. п.) .
Изучение практики применения учителями и социальными педагогами форм работы с родителями, теоретический обзор научных трудов по вопросам организации обучения взрослых позволяют говорить о том, что традиционно используется лекционная система, хотя доказано, что лучше всего усваиваются знания, которые добыты самостоятельно, в активной деятельности (А. Дистервег, В.И. Лозовая, П.И. Пидкасистый). И.М. Трубавина приводит примеры форм, которые позволяют активизировать познавательную деятельность родителей.
Педагогический десант – выступления педагогов на предприятиях, в учреждениях, где работают родители, в микрорайонах, на летних площадках по проблемам, которые волнуют родителей. Возможен предварительный опрос на предмет выявления актуальных тем. Осуществляется также по следам происшедшего нежелательного события, которое волнует родителей. Может включать в себя ответы на вопросы родителей, групповые и индивидуальные консультации, передвижные выставки педагогической литературы, тематические стендовики, анкетирование родителей. Цель: предоставление услуг просветительского характера, профилактика нежелательных явлений в семье, налаживание контакта с родителями, решения их проблем педагогическими методами, привлечение их к сотрудничеству в родительских клубах, комитетах, курсах и тому подобное.
Родительские конференции – форма работы с родителями, которая была популярной в 60-ые годы. Предусматривала доклады педагогов и родителей по актуальным проблемам семейного воспитания, ответы на вопросы и обмен опытом семейного воспитания по определенной проблеме. Тема конференции сообщалась предварительно. Ее проведение сопровождалось выставкой педагогической и детской литературы, игрушек, детской одежды, блюд для детей, распространением памяток для родителей и детей. Поскольку в 60-ые годы эти конференции проводились с помощью партийных, профсоюзных, советских организаций, то сейчас эта поддержка отсутствует, необходимо привлекать спонсоров, стимулировать выступления родителей и педагогов на конференциях, разрабатывать буклеты, памятки, брошюры для родителей по актуальным проблемам семейного воспитания.
Консультации – форма работы с родителями, которая предусматривает предоставление специалистом помощи родителям, которые обратились за ней по разным проблемам семейного воспитания. Эти проблемы являются непредвиденными для консультанта, поэтому требуют от него не только глубокой подготовки, но и умений проанализировать проблемы, выделить их причины и следствия, владеть системным подходом в решении проблем. Консультации могут быть: а) по количеству семей: массовыми, групповыми, индивидуальными; б) по участию членов семьи: со всей семьей, с отцом, матерью и ребенком; в) по месту проведения: в стационарном помещении (школе, центрах социальной помощи) и не в стационарных условиях, выездные (на предприятиях, учреждениях образования, по месту жительства, клубах). Консультации предусматривают проведение анкетирования, беседы, наблюдения, тестирования, и поэтому консультанты должны иметь все необходимые средства для этого на своем рабочем месте. Целесообразным было существование на предприятиях консультационных бюро, пунктов для родителей по вопросам семейного воспитания, потому что не все родители могут обратиться за консультацией в центр социальной помощи, а на перерыве или после работы это возможно. В таких бюро, пунктах освещался опыт семейного воспитания отдельных семей, предлагалась литература для самостоятельной проработки, памятки, буклеты, брошюры.
Урок как форма организации учебного процесса на
иностранном языке
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содерж ...
Основные методы и проблемы восприятия музыки в психологии и педагогике
В современной литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к восприним ...