В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
I этап. «Постановка проблемы». Цель – методом мозгового штурма определить (перечислить) проблемы в пределах предложенной темы. Эксперты анализируют выдвинутые проблемы и отбирают наиболее значимые для последующего решения.
II этап. «Выработка идей». Цель – найти решение проблемы на уровне идеи, без детальной конкретизации. Эксперты анализируют идеи, отбирают наиболее продуктивные для последующей работы.
III этап. «Моделирование». Цель – конкретизировать идеи на уровне детальной разработки.
IV этап. «Защита моделей». Проходит как открытое заседание ученого совета, в ходе которого представители защищают выработанные модели. Ученый совет избирается из состава участников игры, определяет процедуру защиты, заслушивает доклады, рекомендует избранные модели для воплощения.
Проблемы для решения: «Идеальная семья», «Искоренение насилия в семье», «Предупреждение негативных привычек у членов семьи», «Борьба семьи с алкоголизмом, наркоманией, курением», «Нормализация ребенка в семье», «Моральное воспитание в семье» (экономическое, трудовое, эстетическое…).
8. Мозговая атака – метод, в основе которого лежит генерирование новых идей. Осуществляется в соответствии с особенностями мышления людей: те, кто способен к фантазии, становятся генераторами новых идей, те, кто является реалистами, – критиками. Решение проблемы осуществляется по этапам:
1. Мотивация к коллективному решению проблемы.
2. Постановка проблемы, сущность, причины возникновения, пути решения, которые уже применялись, эффективность этих мер, традиционные пути, которые вообще существуют, и возможности их применения, последствия для будущего, ключевой вопрос: Как предотвратить…? Как устранить…? Как улучшить…?
3. Генерация идей группой генераторов.
4. Анализ и критика идей. Поиск и запись негативного в идеях.
5. Выбор лучшего варианта решения проблемы.
Завершаются интеллектуальные семейные вечера подведением итогов
и анализом проведенных мероприятий.
Таким образом, формы социально-педагогической работы с родителями – это варианты организации взаимодействия социального педагога со взрослыми, направленные на создание условий для активизации познавательной деятельности родителей, решение необходимых задач, предоставление помощи и поддержки.
Для того чтобы работа с родителями была наиболее эффективной социальный педагог должен использовать также различные методы работы, наиболее распространенными среди которых являются:
Педагогический лекторий. Предусматривает предоставление родителям систематизированных знаний по теории воспитания, привлечение их внимания к актуальным проблемам воспитания с помощью лекций, бесед.
Университет педагогических знаний. Предусматривает серьезную подготовку по теории воспитания. Занятия проходят в форме лекций и семинаров. Родители участвуют в обсуждении проблем.
Посещение родителей дома. Это способствует налаживанию контактов с семьей, выяснению ее общей и педагогической культуры, условий жизни ученика, консультированию относительно единых требований к ребенку, обсуждению отклонений в его поведении, принятию необходимых мер по их предотвращению и т.д. Посещать родителей учеников можно имея приглашение от них или договорившись заранее. Неожиданный приход социального педагога вызывает неловкость, смущение родителей. Во время встречи педагог должен подчеркнуть позитивное в ребенке, тактично обратить внимание на недостатки, вместе поразмышлять над тем, как устранить их. Очень важно создать атмосферу доверия и доброжелательности.
Консультации. Предусматривают предоставление конкретных рекомендаций, советов по актуальным для родителей вопросам.
Тематические вечера вопросов и ответов. Способствуют глубокому познанию методики семейного воспитания. На них приглашают работников правоохранительных органов, врачей, психологов, социальных работников, специалистов, которые занимаются проблемами воспитания.
Ознакомление родителей с психолого-педагогической литературой. Предусматривает отбор и предоставление рекомендаций по психолого-педагогической, научно-популярной литературы для родителей в соответствии с проблемами, которые есть у учащихся определенного класса или отдельного ребенка.
Таким образом, методы социально-педагогической работы с родителями – это совокупность приемов и способов, используемых для стимулирования и развития возможностей родителей, развития их педагогических знаний и привлечения их к воспитательной работе.
Сведения об использовании опыта в массовой практике
1.Условия эффективного функционирования опыта - муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; - двухсменная работа кабинета; ...
Актуальность опыта
Исходя из итогов социального обследования моего класса, я выяснила, что младшие школьники имеют огромное желание учиться, но у них разный уровень развития. А игра делает обучение доступным, интересны ...