В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Практические занятия по взаимодействию родителей с детьми
Занятие № 1.
Проблемы родителей
Цели: научиться способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя с ребенком (проблемы родителя).
Содержание занятия
1. Психогимнастика. Смысл этого упражнения состоит в том, что участники группы бросают друг Другу мяч и говорят, что им нравится в другом человеке.
2. Обсуждение домашнего задания может проходить в форме обмена впечатлениями от совместного занятия (особенно это важно сделать, если совместное занятие не обсуждалось сразу после его проведения). Родители также рассказывают о том, какие приемы активного слушания они использовали в беседе с ребенком о совместном занятии.
3. Информационная часть в этом занятии сочетается с практическим освоением навыков эффективной коммуникации. Когда проблема принадлежит родителю, он может
попытаться непосредственно повлиять на ребенка;
попытаться повлиять на себя самого;
попытаться повлиять на обстоятельства (например, изменить обстановку, принять необходимые меры безопасности).
Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: ты-сообщениях и я-сообщениях.
Ты-сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель ("Ты всегда оставляешь грязь в комнате*, "Ты никогда не выносишь мусор", "Прекрати это делать").
Я-сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Воспользуемся примером Томаса Гордона и нарисуем схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой.
Тренер знакомит родителей с моделью я-сообщения, которая состоит из трех основных частей:
событие (когда ., если .);
ваша реакция (я чувствую .);
предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы .; я предпочел .; я был бы рад .).
В общении может использоваться не полная форма я-сообщения, а укороченная ("Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор", "Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают"). Первоочередная цель я-высказываний — не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении я-сообщений таким образом: один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, а остальные формулируют я-сообщения, записывая их в тетрадь, и затем предъявляют в кругу. Другой вариант: ведущий зачитывает приготовленные заранее ты-сообщения, а задача участников переформулировать их в я-сообщения.
4. Знакомство с констатирующими и воодушевляющими высказываниями.
Изучение эффективности воспитательного
процесса
Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу професс ...
Объективное содержание конфликтной ситуации
1. Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфлик ...