Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры мира как форма социально-педагогического сопровождения студентов

Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение становления культуры мира у студентов » Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры мира как форма социально-педагогического сопровождения студентов

Страница 1

Как известно, для проведения любого изучения и исследования сформированности определенных чувств, взглядов, убеждений, отношений (в том числе межнациональных), а также для определения путей их дальнейшего развития в условиях целенаправленного педагогического руководства исследователю необходимо выбрать методы, приемы, разработать программы, которые позволили бы диагностировать степень их сформированности. Разрабатывая методику изучения субкультурной ориентации студентов, необходимо исходить из того, что диагностика является особым видом познания, которое призвано совершенствовать практику, повышать эффективность проводимой работы по формированию культурно-национальной ориентации студентов. Кроме того, в научной литературе диагностика рассматривается как "педагогическая деятельность, направленная на изучение и распознавание состояния объектов воспитания в целях управления ими". При формировании культурно-национальной ориентации в педагогическом процессе объектом диагностирования выступает студент. В связи с этим следует учитывать результативность включения в процесс формирования культурно-национальной ориентации социально-педагогических, психолого-педагогических факторов и педагогических условий. Анализ теории и практики диагностирования формирования культурно-национальной ориентации студентов технических вузов доказывает, что она не проводится на должном уровне и что студент становится предметом исследования лишь в случае резкого нарушения им норм поведения вообще и в отношениях к представителям других национальностей в частности. Между тем, анализ межнациональных отношений студентов разных национальностей, оценка их деятельности в возникающих реальных ситуациях являются одними из важнейших условий формирования культурно-национальной ориентации студентов. В целях изучения уровней сформированности культурно-национальной ориентации студентов считается целесообразным разработать методику диагностики культурно-национальной ориентации студентов технического вуза. В качестве вводной информации при обработке полученных в ходе диагностики данных используются, как правило, результаты анкетного опроса студентов, которые вводятся и обрабатываются на ЭВМ. На основе анализа исходных опроса студентов определяются уровни сформированности культурно-национальной ориентации студентов по каждому курсу и основные пути и условия их повышения.

В ходе формирования культурно-национальной ориентации студентов нам представляется важным выявление уровней сформированности когнитивного, мотивационного и деятельностно- практического показателей. Анализ данных должен проводиться в соответствии с такими критериями, как состояние сторон личности: внутреннее, выраженное в сознании, и внешнее, выраженное в поведении и действиях. Данные подготовительного "среза" являются; для исследователей основой в построении дальнейшей опытно- экспериментальной работы, которая проводится с учётом комплекса социально-педагогических и психолого-педагогических факторов.

Проводимые в дальнейшем исследования (на констатирующем, промежуточном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы) направляются на выяснение роли факторов и условий формирования культурно-национальной ориентации студентов. Для сбора информации используются следующие методы работы: анкетный опрос студентов и преподавателей, независимые характеристики, беседы и наблюдения. Для получения достоверной информации используются этически корректные методики выявления отношений между представителями разных национальностей.

Исходя из результатов анализа входных данных, полученных нами на подготовительном "срезе", было выявлено, что у большинства первокурсников недостаточно сформирован категориальный аппарат в области ориентации на культуру мира. Только около 24 % опрошенных нами студентов первых курсов инженерно-экономического факультета и переработки природных соединений показали положительное отношение к проблемам, связанным с межнациональным общением, с необходимостью формирования культурно-национальной ориентации. Поэтому в начале первого курса мы наблюдали пассивное участие студентов в деятельности, имеющей культурно-национальную направленность. Основной задачей формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование культурно-национальной ориентации студентов.

С этой целью мы изучили учебные планы по общественным дисциплинам, иностранному языку и выявили тематику, касающуюся проблем межнационального общения, культуры разных народов, и спланировали работу по формированию культурно-национальной ориентации таким образом, что студенты одновременно получали теоретические знания на уроках по отечественной истории, политологии, философии, иностранным языкам и ряду других дисциплин по одним и тем же темам, т.е. соблюдалась сопряженность во времени (первый семестр), в содержании читаемых дисциплин и в межнациональном общении (мероприятия, проводимые для студентов разных национальностей во внеурочное время). Так, при изучении отечественной истории студенты знакомились с историей нашего многонационального государства, с материалами по проблеме национальных отношений. На занятиях по философии студенты знакомились с методологическими принципами познания, поведения и отношений людей разных национальностей, происходило формирование сознания. При изучении политологии студенты углубленно изучали производственные отношения в многонациональных коллективах, в том числе вопросы равенства народностей и наций в социально-политической и экономической областях, роль материального производства в развитии межнациональных отношений и т.п. В процессе изучения общественных наук, таким образом, студенты стремились к теоретическому осознанию проблем межнациональных отношений при формировании культурно-национальной ориентации. Примером этому может служить диспут "Современное студенчество и культура межнационального общения", в котором участвовали представители разных национальностей, обучающиеся на гуманитарном факультете, и зарубежные преподаватели из США и Филиппин, работающие в студенческих группах. В ходе дискуссии обсуждались насущные проблемы молодежи в нашей стране и за рубежом.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Взаимосвязь физической и интеллектуальной деятельности человека
На современном этапе развития нашего общества возрастает общесоциальная значимость физической культуры и спорта, их роль в формировании всесторонне развитой личности, сочетающей в себе физическое и и ...

Значение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка
Личностно ориентированный подход можно определить как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагае ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru