В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Н.Д. Никандров в монографии "Современная высшая школа капиталистических стран" указывает на результаты подготовки специалиста в США:
понимание развития социальной организации и влияние на это науки и техники,
способность выявлять и критически анализировать проблемы,
умение мыслить логично и убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме,
общее знакомство с шедеврами литературы и понимание их роли и влияния на цивилизацию,
привитие моральных, этических и социальных понятий, существенных для формирования личной философии, для карьеры, соответствующих потребностям общества,
формирование интереса и потребности к непрерывной учебе.
Н.Б. Крылова выделяет в качестве новых требований, предъявляемых к специалисту (всего ею выделено около 50 требований), 3 блока:
1. Блок "политическая зрелость" (воспитание демократизма, политической культуры специалистов рассматривается как одна из мер преодоления стереотипов мышления и действия): патриотизм, интернационализм, гражданственность, терпимое отношение к критике, отношение к социальным проблемам как важнейшему политическому делу, преодоление технократического подхода к решению социальных проблем и др.;
2. Блок "высокий профессионализм, деловые и творческие качества" (творческий поиск рассматривается как непременный критерий политической и деловой зрелости): . глубокие знания психологии, непримиримость к равнодушию, терпимость к непривычному и др.;
3. Блок "духовная культура, нравственный облик": твердые нравственные убеждения, демократизм в общении, открытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость внимание и доверие к людям, порядочность, потребность жить интересами и нуждами людей, способность к совместной работе, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства и др Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев в решении вопроса о требованиях, предъявляемых к специалисту в современных условиях, исходят из параметров, включенных во все существующие модели специалиста:
а) требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач;
б) необходимые знания и умения;
в) специфические социальные и психологические качества личности, обеспечивающие эффективность деятельности.
Представим их в виде блоков по разделам:
1.Составляющие части модели специалиста.
2. Требования, предъявляемые к специалисту.
3. Актуализация требований в квалификационной характеристике.
4. Учебные дисциплины и факторы, обеспечивающие актуализацию.
Блок 1. Функциональная и предметная.
1.Профессиональные:
2.-3. - высокий профессионализм;
-способность к профессиональной адаптации;
-способность к последипломному образованию (повышению квалификации);
-способность к интеграции со специалистами смежных и других специальностей;
-способность к проектной деятельности; системное видение производственных процессов.
4. Обеспечивают в полном объеме дисциплины естественнонаучного и специального блоков: философия и методология науки.
Блок 2. Функциональная и предметная, частично личностная
1. Социально-психологические:
2-3. -умение управлять трудовым коллективом;
-умение организовывать производство и людей;
-знание законов социально-экономического развития общества и умение применять их на практике.
4. Обеспечивается в некоторой мере дисциплины социально-экономического блока и личностные характеристики специалиста.
Блок 3. Личностная
1. Личностные:
2-3. -понимание сущности и социальной значимости своей специальности;
-следование этическим и правовым нормам общества;
-наличие аксиологических устремлений (идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т.д.);
-знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;
-способность принимать решения и нести за них ответственность;
-наличие харизматических качеств: справедливость, сочувствие, готовность помочь, единство слова и дела, любовь к семье и др.;
-наличие личного социального и производственного опыта, способность учитывать в работе чужой опыт;
-непроизводственные резервы личности (следование законам валеологии, то есть здорового образа жизни, работоспособность, умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, патриотизм, чувство корпоративности, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.)
4. Обеспечивается в незначительной мере
- наследственность и семейное воспитание;
Развитие логического мышления старших дошкольников
Цель: повысить уровень развития логического мышления дошкольников посредством арифметических задач. Задачи: Подобрать арифметические задачи для включения их в занятия по формированию элементарных мат ...
Понятие, функции и содержание взаимодействия в системе «школа и семья»
Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен, отражающий процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение ...