В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Исследование проводилось на базе специализированного образовательного учреждения ДОУ №16 г. Назарово для детей дошкольного возраста с ЗПР с 1 февраля по 12 апреля 2010 года. В эксперименте участвовало 6 воспитанников учреждения. Половозрастной состав испытуемых представлен на диаграммах ниже.
Диаграмма 1. Половой состав испытуемых
Диаграмма 2. Возрастной состав испытуемых
Цель эксперимента: определение эффективности игровых упражнений в процессе развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Форма эксперимента: серия диагностических измерений оценки развития звукопроизношения – на стадии до начала применения игровых занятий; контрольный замер на стадии после применения игровых занятий.
В качестве базовой схемы обследования детей с ЗПР нами была выбрана методика Лопатиной Л.В., которая зарекомендовала себя с наилучшей стороны в подобного рода исследованиях.
Методика Лопатиной достаточно обширна и состоит из нескольких частей. Первая часть определяет способность к дифференциации звуков:
1. Слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении (почка-бочка, мошка-ножка, банка-банька, мышка-мишка, корка-горка, дом-ком).
0 баллов – определены 1, 2 пары звуков;
1 балл – определены 3, 4 пары;
2 балла – определены 5, 6 пар.
2. Слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак-лак, гроза-глаза, угорь-уголь, суп-зуб, коса-коза, свет-цвет, Луша-лужа, кочка-кошка, миска-мишка, речка-редька, лес-лещ).
0 баллов – определены 4 пары;
1 балл – определены 5-7 пар;
2 балла – определены 8-11 пар.
3. Определение правильности слов (магазин, нилиционер, мога, сопака, бочка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, чайник).
0 баллов – найдены 1-3 ошибки;
1 балл – найдены 4-5 ошибок;
2 балла – найдены 6-8 ошибок.
Вторая часть определяет способность к фонематическому анализу и синтезу:
1. Выделение звука из слова: звук С: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата, санки.
0 баллов – выделено 0-2 слова;
1 балл – выделено 3-4 слова;
2 балла – выделено 5-6 слов.
2. Звук Ш: дым, шар, нога, душ, каша, кошка, картина, подушка, камыш.
0 баллов – выделено 0-2 слова;
1 балл – выделено 3-4 слова;
2 балла – выделено 5-6 слов.
3. Звук Р: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, топор, сказка, роза.
0 баллов – выделено 0-2 слова;
1 балл – выделено 3-4 слова;
2 балла – выделено 5 слов.
4. Звук Л: сад, лом, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол.
0 баллов – выделено 0-1 слово;
1 балл – выделено 2 слова;
2 балла – выделено 3-4 слова.
Третья часть определяет фонематические представления ребенка:
1. Отобрать картинки с названным звуком: звук С: носок, сумка, кошка, гусь, ваза, весы, цыпленок, пижама, роза, лодка, мышь, стакан.
0 баллов – отобрано 0-1 картинка;
1 балл – отобрано 2-3 картинки;
2 балла – отобрано 4-5 картинок.
2. Звук Р: моряк, ракета, ландыш, жаба, лейка, топор, пароход, рыба, картина, лапа.
0 баллов – отобрано 0-2 картинки;
1 балл – отобрано 3-4 картинки;
2 балла – отобрано 5-6 картинок.
3. Составление слова из последовательно названных звуков: С, О, К; Л, У, Ж, А; П, О, Л, К, А.
0 баллов – ни одно слово не составлено;
1 балл – составлено одно слово;
2 балла – составлено 2-3 слова.
Подсчет результатов диагностики проводится следующим образом:
0-10 баллов – наличие нарушений в звукопроизношении (фонетико-фонематических);
11-16 баллов – наличие отклонений в звукопроизношении (фонетико-фонематических);
17-20 баллов – нарушений и отклонений в звукопроизношении нет.
Протоколы проведенного исследования представлены в Приложении 1.
Приведем суммарные результаты проведенного исследования.
Таблица 1. Результаты констатирующего измерения
№ испыт |
Имя испыт. |
1-й блок заданий |
2-й блок заданий |
3-й блок заданий |
Всего баллов |
1 |
Маша П. |
2 |
5 |
3 |
10 |
2 |
Игорь С. |
0 |
4 |
3 |
7 |
3 |
Ира Б. |
2 |
6 |
5 |
13 |
4 |
Федор У. |
3 |
5 |
3 |
11 |
5 |
Петр К. |
0 |
3 |
2 |
5 |
6 |
Алина Ш. |
3 |
4 |
2 |
9 |
Эффективность навыка кистевой росписи в творческом самовыражении учащихся 3
класса
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Декоративно-прикладное творчество один из видов из ...
Использование учебно-наглядных пособий при обучении химии
Помимо демонстрационного эксперимента, в арсенале учителя химии имеется множество других средств наглядности, которые при правильном использовании повышают эффективность и качество урока (классная до ...