В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Личностно ориентирована учеба и воспитание строится в форме сотрудничества учителя с учениками, когда они попадают в равноправные условия: ученик имеет возможность обнаружить самостоятельность мысли, независимость, способность к выбору собственной позиции. Обеспечивается ориентация на выявление собственных моделей учебы школьника, присущих именно для его способов познавательной деятельности. Это достигается в процессе переориентации учебно-воспитательного процесса на активные методы учебы и воспитания, привлечения учителей и учеников к поисково-исследовательской деятельности, диагностике и педагогической прогностике, средствами предвидения результатов педагогического влияния, проектирования развития личности учеников:
•учитель вводит учеников в разнообразные педагогические ситуации (выбора, сопереживания, гарантированного успеха, авансового доверия, творчества и тому подобное). Эти ситуации должны отвечать определенным вековым особенностям ученика, например, потребности в неформальном дружеском общении. Они с самого начала ставят перед учеником понятные и посильные требования. Это предопределяет необходимость в многовариантности, гибкости форм, организации разных видов деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная;
•активно внедряются личностно ориентированное общение (контакт с учителем, утверждение человеческого достоинства, поддержки у ученика желания приобщаться к миру человеческой культуры, гармонизация “хочу” и “могу”);
•создаются условия для реализации своей человечности, индивидуальности и неповторимости;
•направляется ориентация на выявление собственных моделей учения школьника, то есть самых эффективных для него способов познания деятельности. Это предусматривает вариативность содержания, методов и форм учебы;
•культивируются диалогические формы учебно-воспитательного взаимодействия учителя с учениками как доминирующего вида учебно-воспитательного общения, которые побуждают к обмену мнениями, впечатлениями.
Личностно ориентированный подход в учебе и воспитании осуществляется наиболее эффективно, если:
•в каждом ученике учитель видит личность;
•педагог опирается на эмоциональную сферу ребенка, развивает ее гуманистические чувства;
Проектирование учебно-воспитательной работы, которая предусматривает создание развивающего взаимодействия учителя - воспитание как системы компонентами которой являются:
•психолого-педагогическая диагностика интеллектуального, физического, психологического и духовного развития личности ученика;
•постановка педагогических заданий, коррекции существующих планов;
•организация (самоорганизация) деятельности воспитанников;
•исследование динамики уровней социальной активности учеников;
•анализ и прогнозирование воспитательных ситуаций междусуб’ектной взаимодействия на индивидуальном и групповом уровнях.
В центре внимания - не какой-то средний ученик, а каждый школьник, как личность в своей уникальности. Изменяется сам подход: не от педагогических влияний на ученика, а от самого ученика, который избирательно относится к этим влияниям.
Признание ученика главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса является началом личностно ориентированной учебы.
Но, чтобы сделать ученика действительным субъектом учебно-воспитательного процесса, необходимо изменить всю технологию этого процесса.
Построение учебы по интегрированному типу отвечает заданием особистисно-ориенованого учебы, поскольку дает возможность обнаружить основные типы отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне и динамически.
Результаты психодиагностических тестов, проведенных в 8-Б классе Криворивнянской ЗОШ И-ИИИ степеней им. Г. Грушевского.
В классе учится 18 учеников. Из них 8 - ребят и 10 девушек.
І. Тест “Четыре времена года”.
10 учеников принадлежат к времени года “лето”. То есть, они придерживаются принципа: выполни то, что обещал сделать, невзирая на обстоятельства. Они хорошие партнеры и коллеги.
Однако склонные к вспышкам, не всегда сдерживают себя, и тогда наступает настоящая летняя буря - с громами и молниями. После грозы атмосфера очищается, и они становятся милыми, покладистыми людьми. Они стремятся от лидерства и потому все упреки по своему адресу воспринимают больно. Свои проблемы стремятся решать сами.
6 учеников представители “осени”. Антипатия к яркому, беспокойному, крикливому - их черта характера. Прежде всего, они ценят покой, людей с ровным поведением. Склонные к рефлексии, им нравятся их маленькие грустные настроения.
Факторы развития технического мышления
Главная функция технического мышления состоит в решении задач. В процессе решения задач формируются необходимые качества технического мышления. Для технологических задач характерны следующие три моме ...
Технологии развития интеллектуальных способностей подросткового возраста
Очевидно, что интеллект важен, однако еще более важным является ответ на вопрос «Как развить интеллект?» Человеческий мозг – это уникальный и малоизученный орган, однако уже сейчас ученые выявили дос ...