В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
При всей важности общения с ровесниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет и простое, и очевидное обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку - завладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которой невозможно его последующее участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учебы, учебных достижений, успеваемости, которая очень важна в этом возрасте.
Низ успеваемости, который часто наблюдается в средних классах школы, может быть порожденным самими разными причинами от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, снижение ли работоспособности, связанной с перестройкой организма. Установить истинную причину неуспевания в этом возрасте часто бывает очень трудно и это нуждается в участии профессионального психолога. Если неуспевание у детей младшего школьного возраста (не связано какими-либо органическими нарушениями) может быть в большинстве случаев побеждено в ходе углубленных занятий с педагогом, причем повышение успевания обычно приводит и к улучшению общения ребенка с товарищами, повышение его самооценки, эмоционального благополучия и т.п., то в подростковом возрасте все будто меняется местами. Нельзя, “вытягивая” успеваемость, решить все другие личные проблемы подростка, а можно сделать только наоборот.
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации учебы, просто ли, нежелание учиться. Если не есть желание учиться, никакая помощь, никакие дополнительные занятия не принесут пользы. Однако создание адекватной мотивации учебы у подростков, особенно тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, - очень тяжелое дело, которое нуждается в тонкой психологической инструментовке, индивидуального подхода к каждому подростку.
С точки зрения психологов, без глубокой уверенности в перспективности каждого подростка, в принципиальной возможности развития его способностей, всей его личности труд с ним, в том числе психологическая, не может быть успешной. самим непосредственным чином это относится и к проблеме учебы, успеваемости.
Второй по частоте упоминания причиной сложности в учебе подростки называют сложность учебной программы, отдельных предметов. Старшие подростки указывают на эту причину реже, чем младшие.
Наконец, третьей по значению причиной, по мнению подростков, является профессиональная некомпетентность педагогов, которые “не умеют объяснить”, “сразу ставят двойки”, “кричат, потому сразу забываешь все, что знаешь” и т.п. Количество подобных выдач оказались максимальным в VIII классе.
Если сравнить эти выдачи подростков с выдачами их учителей о причинах складностей в учебе, то мы видим, что учителя также считают, что во всем виноваты подростки, придерживает, таким образом, явно “обвинительные” позиции, своего рода “презумпции невинности”: школьники “без ответственные”, “недобросовестные”, “ленивые”. В качестве второй причины они указывают на плохую помощь родителей, которые не желают и не умеют заставить детей учиться и объяснить им задание. На третьем месте идут сложности программы.
Наконец, родители ведущей причиной трудностей в учебе считают “недоступность программы”, “высокие требования школы” и только потом - способности своих детей.
Еще одна важна проблема, связанная с сферой учебы современных подростков, стоит в полном игнорировании познавательной мотивации. Остановимся на этом детальнее.
Начнем с того, что переживание по поводу учебы занимают у младших подростков первое по значению место, а в старших - в VII классе - второе, а в VIII - пятое. Другими словами, эти переживания очень важны для подростков. Но которые эти переживания? Как показали опыты, подавляющее их большинство связано со школьными отметками - радость от хороших оценок, горе - от плохих. Число соответствующих выдач составляет от 88,7% в IV классе до 63,3% в VIII. Переживание подростков, которые связаны с познанием, открытием нового в ряде других переживаний занимают последнее место, а учителями и совсем не фиксируются как какое-нибудь значимое для подростков. Нужно ли говорить о том большом значении, которое имеет развитие познавательной мотивации не только для формирования полноценной учебной и познавательной деятельности, но и для становления всей личности человека. Вместе с тем для современной ситуации характерное смещение акцентов из познавательной деятельности (успеваемости, оценки и т.д.). Вследствие этого происходит неразвитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для производительного развития личности подростка.
Профессиональное самоопределение
Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем ...
Этническая толерантность: понятие, содержание
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяю ...