В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Проанализировав уроки учителей начальных классов – победителей и лауреатов районных, городских и областных этапов конкурса «Учитель года», мы пришли к выводу что, работая по традиционной системе обучения можно и нужно использовать идеи, приемы и методы личностно-ориентированного подхода.
Особенности личностного подхода просматриваются на уроке в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.
Ниже, на примере урока учителя начальных классов МОУ «СОШ №5» Бутенко Е.Э., мы проанализируем каждый из названных аспектов (см. Приложение А).
Психолого-дидактические характеристики урока |
Технологические показатели |
Данный признак на уроке был выражен ярко |
Данный признак на уроке был выражен слабо |
Данный признак на уроке отсутствовал |
Организационно-деятельный аспект урока | ||||
1.Ориентация на формирование деятельности (а не на подачу информации) |
Постановка на уроке учебной задачи |
+ | ||
Освоение на уроке учебных действий |
+ | |||
Знакомство ученика с рациональными способами усвоения материала |
+ | |||
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, результатов, контролю за процессом деятельности |
+ | |||
2. Обеспечение развивающего потенциала урока |
Использование сюжетно-ролевых игр |
+ | ||
Постановка и организация проблемных вопросов и ситуаций |
+ | |||
Преобладание на уроке учебных заданий творческого характера |
+ | |||
Использование диагностических заданий, ориентированных на изучение личностного развития учеников |
+ | |||
Использование нетрадиционных форм урока |
+ | |||
3. Реализация индивидуального подхода |
Использование приёмов дифференциации |
+ | ||
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы |
+ | |||
Обеспечение вариантности |
+ | |||
Создание ситуации успеха |
+ |
Дидактические игры с наглядным материалом, их
применение в младшей группе ДОУ
Реализуя задачи словарной работы, педагоги ДОУ используют дидактические игры с наглядным материалом, которые позволяют совершенствовать и активизировать у дошкольников активный и пассивный словарь. В ...
Понятие педагогическое общение и воспитание
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и органи ...