В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
С 3 октября по 22 декабря 2003 года была проведена практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования" на занятиях со студентами (12 человек) 4-5 курсов химического и биологического факультетов Красноярского государственного университета, получающих дополнительную квалификацию "Преподаватель" на психолого-педагогическом факультете.
В ходе освоения курса "Методы педагогического исследования" студентами были изучены теоретически и опробованы на практике следующие методы (позволяющие включать студентов в исследовательскую деятельность в роли педагога-исследователя начальной школы):
метод тестирования (с использованием следующих методик: "Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов" Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливановой К.Л., Сушковой Е. Ю и "Оценка уровня сформированности учебной деятельности" Репкиной Г.И., Заики Е. В);
метод формирующего эксперимента (с использованием методики "Оценка сформированности у младших школьников основ теоретического мышления" В.В. Давыдова);
метод наблюдения (исследование детской игры).
Важно отметить, что освоение студентами каждой отдельно взятой темы курса не было жестко привязано к технологии образовательного модуля (1) актуализация представлений;
2) введение базовых понятий;
3) пробные действия "на себе", коллективный анализ действий;
4) обсуждение результатов, анализ трудностей и способов их преодоления;
5) планирование исследования;
6) проведение исследования;
7) описание метода, анализ результатов;
8) обсуждение результатов исследования): учитывая специфику методов исследования и применяемых методик, некоторые этапы были опущены.
Так, например, при изучении метода тестирования с использованием методики "Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов" опускаются 2 - 4 этапы, описанные в технологии. Это связано, что, во-первых, с тем, что учебная задача состоит в понимании и применении методики (главным действием студентов является воспроизведение исследовательской деятельности), во-вторых - в данной методике достаточно подробно описана процедура исследования (это позволяет студентам без особых затруднений провести исследование).
При изучении МФЭ с использованием методики "Оценка сформированности у младших школьников основ теоретического мышления" необходимы все этапы, описанные в технологии. В данном случае учебная задача состоит не только в понимании и применении методики, а еще и в освоении деятельностным образом понятие ТМ, в реконструкции, анализе понятия ТМ (реконструкция исследовательской деятельности). Таким образом, на начальном этапе преподаватель вводит базовое понятие, затем студенты проводят исследование "на себе", это способствует, во-первых, пониманию/осознанию учащимися сформированности ТМ у самих себя, а, во-вторых, - деятельностному освоению данного понятия.
Анализ практической апробации показал, что:
данная организация занятий способствует осознанному восприятию, пониманию методов исследования (студенты понимают цели, задачи различных методик и за счет чего они достигаются);
отмечался повышенный интерес студентов к практическим заданиям;
вовлечение студентов в исследовательскую деятельность способствует появлению профессиональной активности, удовлетворению потребности в самопознании, самореализации, овладению рефлексивным мышлением.
Практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования" позволяет нам доказать рабочую гипотезу, которая состояла в том, что данный модуль можно оформить (описать) как технологию и это описание может использоваться в педагогической практике.
Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушениями интеллекта
Термином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения цент ...
Диагностика как средство изучения обученности
Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Опыт показал, что диагностика имее ...