В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Говоря о формах изложения учащимся исторического материала, следует отметить, что нет и не может быть единого правила, руководствуясь, которым можно было бы ознакомить с элементами истории математики учащихся всех возрастов и классов. Форма изложения учащимся исторического материала в школе, в первую очередь, зависит от возрастных психологических особенностей учащихся. Основная форма введения исторического материала на уроках математики представляет собой сообщение о исторических сведениях. Не на каждом уроке, но все же достаточно часто и систематически следует делать исторические отступления и сравнения, а также приводить примеры решения исторических задач.
Необходимо упоминание о том, что приемы решения треугольников, конечно без соответствующих понятий и названий, встречались уже в древнейших цивилизациях. В качестве примеров здесь можно приводить задачи, связанные с солнечными часами и гомонами. Приведем вариант объяснения этих задач на уроке.
«Ученики, исторически тригонометрия изначально была теснее всего связана с астрономией, в которую долгое время входила в качестве самостоятельного раздела. Задачи, теперь относящиеся к геометрии, встречаются довольно рано в математике разных цивилизаций. Например, в Вавилоне не позднее второго века до н.э. решалась, следующая задача: Вычислить длину хорды S круга, исходя из величины диаметра d и высоты а сегмента, отсеченного этой хордой (рис.1). Задачи такого типа были связаны с использованием солнечных часов, основным элементом которых был так называемый гномон. При решении этой задачи использовали соотношение сторон прямоугольного треугольника, позднее получившее название теоремы Пифагора:
Древние вавилоняне умели вычислять высоту предмета по известной длине его тени. И в Египте и в Вавилоне пользовались гномоном для наблюдения за движением Солнца. Гномон - это вертикальный шест, который устанавливали на ровной горизонтальной площадке. Длина тени, отбрасываемая шестом, зависит от положения солнца и меняется в течение дня. Самой длинной тень будет в момент восхода Солнца. В полдень, когда длина тени наименьшая, ее направление совпадает с направлением истинного меридиана. Используя гномон, в древности решали многие практические задачи. Одной из них, была следующая: если L -длина гномона, то по длине l, отбрасываемой им в данный момент, определить угловую высоту h солнца над горизонтом.
По длине тени определяли точное время. Фиксировали линию, отбрасываемую концом гномона в течение дня, затем делили ее на двенадцать равных частей, получали дневные часы. Поскольку длина линии тени менялась в зависимости от продолжительности светового дня, то в разное время года была разная величина часа. Так, зимний час, был короче летнего. Изучая линию тени, люди научились определять момент солнцестояния, находить длину солнечного года и решать другие практические задачи.»
Учитель должен согласовать объем исторических сведений с материалом урока, он не должен перегружать урок, отвлекать учеников от изучаемой темы. Преподаватель математики на своих уроках сможет давать учащимся более углубленные и систематические знания о развитии изучаемых понятий.
История тригонометрии в гораздо большем объеме может излагаться на внеклассных занятиях Формы внеклассной работы могут быть самые различные: факультативные занятия, математические кружки, занятия по решению исторических задач, доклады, как самих учащихся, так и учителя, математические вечера и викторины, выпуск стенных газет, ведение исторического календаря и т.п Следует отметить, что при занятиях в математическом кружке учащихся смогут подготовить самостоятельные выступления лишь по тем вопросам истории, которые связаны с изучением частных вопросов математики, а не касаются более широких, обобщающих тем. Учащиеся под руководством преподавателя могут разработать доклады и подготовить выступления о деятельности какого-либо математика, или же, предварительно образовав группу из нескольких человек могут подготовить выступление, осветив более широкие темы, такие как «история измерения углов и дуг», «Тригонометрические функции в Индии», « Тригонометрия - автономная ветвь математики» и т.д
Характеристики деятельности, отражающей становление, развитие и
трансформацию профессиональной ментальности
Деятельность как психическая реальность в профессиональном понимании (психология когнитивных процессов, мотивации, воли, эмоций, психология личности, внутригрупповых процессов, психология обучения и ...
Профессионально-педагогическое образование в России
с 1917 г по XXI век
После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального образования (1917 – 1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государс ...