В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Опытно-экспериментальная часть работы проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Саранска. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 24 человек. Они были поделены на две группы: контрольную: Таня Б., Лена И., Вова Д., Юра С., Софья Л., Андрей В., Арина М., Люда К., Максим Л., Лера С, Сева Г. и экспериментальную: Оля Ш., Паша П., Саша И., Сережа Н., Алина Ч., Яна М., Рома Б., Ирина Б., Катя К., Ваня П., Ира К., Леня С.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
На втором этапе эксперимента проводились дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились только мероприятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Цель констатирующего эксперимента: определение уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников в обеих группах.
Анализ литературы по проблеме настоящего исследования выявил критерии развития познавательной активности детей исследуемой возрастной категории по следующим показателям:
- развитость любознательности;
- развитость самостоятельности
- развитость инициативности;
- высокий интерес к процессу познания;
- практическое приспособление к ситуациям.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень: ребенок не любознателен. не проявляет инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задает познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, не проявляет интерес к познанию.
Средний уровень: ребенок любознателен, наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень: ребенок очень любознателен, стремится самостоятельно рассуждать, проявляет инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений ребенок не отвлекается, проявляет упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит ему удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания – конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде таблицы 2.
Особенности педагогических конфликтов
Среди них можно выделить следующие: ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьм ...
Дидактические
функции сети интернет
Создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, стало одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс ...