В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.
На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.
В педагогических словарях понятие познавательной активности трактуется как «свойство личности, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
По мнению Г. М. Коджаспировой, активность – «деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человека; она проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания», а познавательная активность есть «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями».
Познавательная активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности (игровой, трудовой, учебной).
В структуре познавательной активности выделяются следующие компоненты:
- готовность принимать самостоятельные решения, учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление познать окружающую деятельность.
Управление активностью личности традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно движущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
С понятием познавательного интереса тесно связано понятие познавательного интереса.
Так, Я. А. Коменский считал познавательный интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения ребенка.
К. Д. Ушинский в познавательном интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Великий педагог и дидакт показал, что внешний механизм приневоливания в обучении не достигает нужного результата.
Исследования психологов и педагогов (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, П. И. Пидкасистый, Сл. Рубинштейн и др.) показали, что содержание знаний – не единственный источник стимуляции интереса к обучению: масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к познанию поступает из самой деятельности, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения.
Формирование познавательной активности и самостоятельности детей – одно из таких направлений стимуляции. Это одна из определяющих линий деятельности взрослого, а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности познания.
Познавательная активность, если она достаточно устойчива, в исследованиях психологов и педагогов рассматривается как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе. Она характеризуется:
- поисковой направленностью в познании;
- познавательным интересом, стремлением удовлетворить его с помощью различных источников;
- эмоциональным подъемом, благополучием протекания любой деятельности.
В свою очередь познавательная самостоятельность, формирующаяся на базе познавательной активности, характеризуется многими учеными как качество личности.
Известный дидакт М. А. Данилов раскрывает познавательную самостоятельность при помощи следующих признаков:
- стремление и умение самостоятельно мыслить;
- способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче;
- желание не только понять усвоенные знания, но и способы их добывания;
- критический подход к суждению других;
- независимость собственных суждений.
Социально-педагогическая характеристика суицидального поведения
Суицид – намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает: намерения, суицидальные попытки, завершённое самоубийство. К суициду нельзя отнести причинение себе смерти в состоянии невменя ...
Выбор методов обучения математике
На уроках математики педагог, учитывая познавательные возможности школьников, выбирает те пути познания, с помощью которых он наиболее эффективно сможет вооружить их математическими знаниями и навыка ...