В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Из диагностических данных видно, что во многих современных семьях за основу лучших традиций взяты следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (беседа, пример), организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, требование), стимулирования и мотивации деятельности и поведения (эмоциональное воздействие, поощрение). В большинстве современных семей сложился устойчивый набор социокультурных обычаев, как повторяющихся привычных способов поведения в определенной ситуации, регулирующих жизнедеятельность семьи. Сюда входят дни рождения, вручение подарков, общественно-государственные, народные праздники, способы организации быта и отдыха семьи.
Исследование показало, что наиболее эффективной в формировании у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям является технология «Метод проектов», представляющая собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Эта технология предполагает использование педагогом при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно ориентированного подхода и опирается на следующие принципы:
- принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются
замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех,
продемонстрировать свои возможности);
принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой);
- принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания);
- принцип учета индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
- принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов;
- принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий);
- принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).
Технология «Метод проектов» позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса:
* педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
* родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно - патриотического воспитания детей;
* деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Участие в проектной деятельности дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать ^ полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменчивому миру. Одним из главных новообразований, которое приобретает ребенок - это исследовательские умения и навыки, применяемые в учебной деятельности в школе.
Говоря об общих подходах к структурированию проектов, выделяются следующие этапы:
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников. Продумывая название проекта, чтобы оно было звучным, ярким, используются пословицы, поговорки («Секреты бабушкиного сундучка», «Праздники в семье»).
Обычно используются следующие типы проектов:
- исследовательские - участники проекта экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследований в виде газет, репортажей, видеозарисовок и т.д. (например, «Моя семья», «Генеалогического древо семьи»);
- ролево-игровые - участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему (интерактивный семейный спектакль);
- информационно-практико-ориентированные - участники проекта собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы, результаты оформляются в виде стендов, газет, витражей и др. («Семейный альбом», «Волшебный мир семейного музея»);
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в кот ...
Методика и значение ознакомления детей с искусством
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозм ...