В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей. Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью. В школе ребенка с первых дней пытаются научить говорить и писать грамотно, связно и красиво, хотя, на наш взгляд, в значительной степени перегружают мощным арсеналом достаточно разрозненных представлений о законах, нормах и правилах языка, содержащим огромный набор орфограмм и сложных для упоминания алгоритмов. Все это, к сожалению, не способствует ни формированию устойчивого интереса к предмету, ни становлению языковой личности, способной правильно воспринимать, понимать и передавать необходимую информацию, грамотно и, главное, осознанно соотносить план содержания и план выражения языковых единиц, эффективно решать постоянно возникающие перед ней разного рода коммуникативные задачи.
В связи с этим значимость учителя как воздействующей личности многократно возросла, так как прочие стереотипы уже почти утратили свою актуальность. В то же время учитель, сознавая, что он не единственный фактор формирования личности ученика, должен строить систему обучения и воспитания с учетом того, что ученик получает знания и воспитательные импульсы благодаря социальной среде и средствам массовой информации и т.д. Однако окружающая языковая среда, безусловно, отрицательно влияет на формирование, развитие и выражение чувств и эмоций. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, он постепенно замыкается в себе, так как в его памяти нет слов, которыми можно назвать то, что он увидел, услышал, прочувствовал. Здесь на помощь и должен прийти учитель.
Задача развития связной речи учащихся, в особенности в условиях двуязычия, является в настоящее время, да и во все времена, одной из главных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка, а уроки развития речи являются самыми сложными в этой системе.
Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, морфологических, словообразовательных и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
Лингвистическая наука уже подошла к такому пониманию сущности языка, при котором именно субъект коммуникации, языковая личность становится главным действующим лицом в соответствующей системе координат и основным объектом изучения. Методическая наука пока на дальних подступах к этому рубежу, хотя определенные шаги уже делаются. Одной из попыток такого рода можно, на наш взгляд, считать действующую в начальной школе систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Потенциал развития личности младшего школьника, заложенный в основе этой системы, в той или иной степени реализован в содержании ряда учебников и учебных пособий по русскому языку. В их число входит новый учебный комплект для начальной школы М.С. Соловейчика и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», построенный с учетом активно-коммуникативного принципа обучения». Авторы в занимательной форме, с помощью «сквозных образов» первоклассника Антона и мальчика-иностранца, показывают, как можно и нужно пользоваться русским языком.
Эту же цель преследуют, изданные новые и разнообразные программы и комплекты учебников по русскому языку. Например, "Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения" под редакцией М.С. Соловейчика, "Культура речевого общения: теория и практика обучения" автор О.М. Казарцева, "Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения" Т.Г. Рамзаевой и др. Эти пособия работу над развитием коммуникативной компетенции выстраивают, опираясь на традиционные направления в работе по развитию речи: работу над словом (лексический уровень), работу над предложением (синтаксический уровень) и работу над связной речью (уровень текста). При этом важно помнить, что все направления словарной работы возможны лишь на практической основе, главным образом, с опорой на текст.
Важным представляется использование ситуативного метода (анализ как искусственных, так и естественных речевых ситуаций) как компонента коммуникативного аспекта обучения русскому языку.
Авторы книги (Т.Л. Ладыженская и др.) "Речевые секреты" предлагают знакомить учащихся с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
Краткие методические указания по изучению школьника
Предлагаемый план изучения школьника надо рассматривать в качестве ориентировочного. План может по отдельным своим частям изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристик ...
Значение плоскостного моделирования для общего развития дошкольников
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в ...