В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В условиях богатого выбора школьных программ и учебников очевидным стало: отличие новых пособий от традиционных, где речеведческие сведения даются для осмысления, анализа и обобщения.
В современных условиях обучения большие возможности для формирования коммуникативной компетенции представляют уроки риторики, так как именно эта наука изучает, наряду с другими аспектами, закономерности речевого поведения человека в различных речевых ситуациях. Но методисты и здесь выражают опасения, что некоторые учителя практической стороне уроков будут уделять меньше внимания, чем теоретической.
Среди различных средств обучения (дидактических материалов, справочников, словарей, наглядных пособий и т.д.) основным является учебник. Учебник излагает основы научных знаний по русскому языку в соответствии с программой. Именно учебник определяет в деталях содержание предмета, раскрывает сущность понятий, названных в программе. Материал излагается в доступной форме. Разнообразные упражнения при умелом их использовании должны способствовать выработке учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков. Многие тексты призваны решать и воспитательные задачи, формировать у учащихся познавательные интересы, расширять их кругозор. Интерес к предмету могут вызвать используемые в упражнениях пословицы, поговорки, загадки, задачи-шутки, различные правила в стихотворной форме, перифразы и т.д. Далее в работе приведены фрагменты уроков с использованием такого рода материала.
В единых учебниках, предназначенных для учащихся разных национальностей, нет и быть не может прямых сопоставлений фактов русского и родного языков, но скрытое сопоставление имеет место. Учитель сам должен хорошо знать о разности систем сопоставляемых языков, держать эти факты в уме, а в нужный момент использовать свои знания с целью предупреждения интерференционных ошибок.
Учебно-методические комплекты по русскому языку для I-IV классов, созданные в последние годы, учитывают особенности дагестанской общеобразовательной школы с родным языком обучения. Отличительным признаком этих учебников является то, что они дают возможность учитывать языковые, культурологические, этнопедагогические особенности нашего края.
В Дагестане накоплен определенный положительный опыт по созданию учебников русского языка для национальных школ. Они составлялись с опорой на разные методы обучения неродному языку: на переводно-грамматический, естественно-натуральный и комбинированный.
Например, учебник для второго класса для учащихся-дагестанцев реализует следующие принципы:
- практическая направленность, т е. в упражнениях даются задания на использование усвоенного языкового материала в речевой практике;
- тематический принцип организации его материала. При этом стержнем урока, вокруг которого группируется все остальное, является текст, соответствующий программным требованиям. Послетекстовые упражнения направлены на выяснение содержания прочитанного вопросно-ответным путем, словесным иллюстрированием, пересказом. Эти упражнения помогают активизации связной речи, дети овладевают простейшим актом говорения, которое закрепляется и совершенствуется в небольших диалогах, способствующих формированию речевых навыков;
- принцип учета родного языка в процессе обучения. Учебник русского языка для начальных классов дагестанской национальной школы является национально-ориентированным.
Учебник русского языка в условиях национальной школы, по словам Н.М. Шанского, является "основным пособием, которое в принципе определяет всю совместную работу учителя и учащихся в сложном процессе обучения речевой деятельности и изучения ими языка как общественного явления".
В процессе педагогической деятельности учитель пользуется в основном устной речью, которая должна отличаться чистотой, ясностью, точностью, аргументированностью и т.д. А для этого в настоящее время недостаточно простого знания русского языка, пригодного лишь для целей общения. Необходимо владение литературными нормами русского языка со всем богатством его выразительных средств.
Содержание работы по развитию связной речи в начальных классах определяется содержанием обучения по всем учебным предметам, обеспечивая сознательность в усвоении знаний и навыков. Обучая учащихся, учитель связывает усвоение ими знаний с развитием их речи, применяя одни и те же педагогические приемы многогранно, одновременно и в целях усвоения учебного материала и в целях развития связной речи. Слово учителя, а также печатное слово, в процессе обучения выполняет, таким образом, двоякую функцию: оно служит средством обучения и воспитания мышления учащихся и в то же время средством развития их связной речи. Обе эти задачи тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Следует поэтому говорить не только о методике работы по развитию связной речи учащихся, но и о методике обучения и воспитания мышления детей средствами речи. Эти две стороны мы и имеем в виду, говоря о развитии связной речи в процессе обучения. В начальных классах школы к этой проблеме следует подходить на основе специфики начального обучения, особенностей его задач и места в общей системе образования.
Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника
Наш дошкольник стал школьником, жизнь его изменилась, и смысл этого изменения – смена ведущего типа деятельности. Игра уступает свое место учебе. Что же следует делать родителям, чтобы этот период пр ...
Что такое трудный ребенок
Трудные дети – это те, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, ...