В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Первоначально слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей — «мама», «папа», «деда» (дедушка). В младшем дошкольном возрасте ребенок уже понимает, что не только у него есть мама и папа, но и у других детей тоже. Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4-5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях. Однако, определяя их, дети среднего и старшего дошкольного возраста руководствуются, как правило, возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын — это обязательно дети, а дедушка и бабушка — это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму — мамой, бабушку — бабушкой, папу — папой, а дедушку — дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.
Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка. Чтобы понять, кто кому кем приходится, нужно зачастую встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим — в 6—7 лет3. Кроме того, существенную роль играют национальные культурные особенности и специфика родного языка. Так, наличие фамилии, отчества, обращений к детям со стороны взрослых «сынок», «доченька», «внучек» способствуют процессу усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако многозначность таких слов как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка» и пр. вносят определенную путаницу. Ведь слова «тетя», «дядя» могут означать родственные отношения — сестра, брат отца или матери, но они также могут обозначать любых незнакомых ребенку женщину, мужчину. Чрезвычайно важным представляется замечание Г.Р. Добровой о том, что разговоры о родственных отношениях, кто кому кем доводится, ведутся далеко не во всех семьях, хотя понимать все это ребенку надо обязательно. Она видит в этом важную составляющую логического мышления. Таким образом, знакомя дошкольников с семьей, а тем более родословной, необходимо учитывать особенности развития мышления, речи ребенка. Следующим важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение педагогами знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Воспитателю самому необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную. Составление родословной, ее ведение являлось частью традиционной культуры многих народов России. Появление этой традиции обусловлено, прежде всего, экономическими потребностями — передачей земли, имущества по наследству. Поэтому более всего были заинтересованы в тщательном и скрупулезном составлении родословной высшие слои общества, имевшие значительную собственность. Однако родословная велась в семьях повсеместно, как правило, не зависимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, промысловики, казаки в большинстве своем бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее на оборотной стороне старинных икон, неграмотные передавали память о своих предках изустно, как сказки, былины или пословицы.
Традицию поддерживали обычаи социального и религиозного характера. Следуя византийским церковным канонам, русская православная церковь придерживалась правила, запрещающего браки в кровном родстве до седьмого колена, до седьмой степени. Необходимо отметить, что это правило неукоснительно соблюдалось в русских семьях во всех регионах России. Семья, земельная община, церковь строго следили за его соблюдением. Наряду с понятием кровного (родового) родства, которое ведется по одному общему родоначальнику, существовало понятие свойства, или сватовства, — по брачному союзу, а также духовного (крестного) родства, или кумовства. Отношения свойства приравнивались к кровнородственным на основании формулы о муже и жене как о единой плоти. Обе породнившиеся фамилии, вступившие в свойство, рассматривались как две боковые линии в кровном родстве. Аналогично рассматривались отношения и в духовном родстве.
После обряда крещения у ребенка появлялись не только крестные родители — мать и отец — восприемники у купели, но также крестные братья и сестры, дедушки и бабушки. В современной России происходит возрождение массовой православной обрядности. Соответственно возникает необходимость изучать традиции, обычаи, некогда принятые и существовавшие в народной культуре.
Вновь актуальны экономические основы ведения родословной. Появление частной собственности и другие экономические преобразования вызывают изменения законодательных основ. Так, 26 ноября 2002 года президентом подписан указ о вступлении в силу 3-й части Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной регулированию права наследования и расширяющей число категорий лиц, которые могут претендовать на наследство.
Методы и формы как средство оптимизации педагогического взаимодействия
Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управ ...
Серия занятий по развитию творческого воображения детей
При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы: 1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала; 2) неограниченность временными рамками; 3) положительное при ...