В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Практическая реализация системы заданий позволила нам сформулировать некоторые рекомендации, которые помогут учителю использовать информационные технологии при организации проектной деятельности детей на уроках технологии.
Прежде всего, можно заметить, что зачастую проект выделяют в самостоятельный дополнительный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы, а часто и за рамками учебного времени. Это может привести к перегрузкам учащихся. при выборе темы проектов учителю необходимо учитывать содержание программы. Планировать деятельность учащихся, так, чтобы работа над проектом не выходила за рамки учебного времени.
Проектной деятельности школьников придаются черты, обеспечивающие ей внешнее уподобление работе профессионального проектного производства. В школьные проекты механически переносятся все этапы и структурные компоненты «настоящих» проектов и требования к ним: от получения прибыли при реализации или эксплуатации изделия до составления рекламы своего изделия. Однако, как показывает наше исследование, в условиях начальной школы (в частности – на уроках технологии) это представляется бессмысленным, т. к. младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом, необходимым для их реализации. Поэтому учитель должен выбирать только те требования к изделию, которые посильно реализовать детям определенного возраста.
Проектная деятельность предполагает работу в коллективе, поэтому учитель должен внимательно и грамотно формировать группы детей для работы над проектом. Дети в группах должны быть слажены между собой, иначе это приведет к разногласиям во время работы.
Также, учителю необходимо следить, за тем, чтобы дети хорошо продумали и спланировали выполнение своего изделия. На исследовательском этапе они должны четко представлять, как и из чего будут создавать свое изделие. Иначе на технологическом этапе могут возникнут трудности в создании изделия: они будут пробовать различные способы его создания и в итоге получится не то изделие, которое было запланировано.
Для удобства работы над проектом учитель может создавать дневники выполнения проекта. В этом ему может помочь программа Microsoft Office Word.
Учителю перед проведением урока информатики необходимо провести инструктаж по правилам поведения в компьютерном классе. Также учитель должен четко сформулировать задание, которое детям предстоит выполнять на компьютере.
В связи с тем, что на проектную деятельность часто не находится учебного времени, дети могут работать над проектом дома, самостоятельно. В этом им поможет пособие (приложение №8), разработанное нами. В данном пособии раскрываются этапы работы над проектом. Ребенок, выполняя шаг за шагом предложенные задания, может научиться проектной деятельности. А задания данные после предложенного алгоритма работы над проектом могут показать, насколько ребенок усвоил этот алгоритм работы.
Учащиеся могут набрать и распечатать текст своей защиты (приложение №7), а также распечатать свой эскиз изделия в объеме. Это позволит сделать защиту более наглядной и интересной.
Данные рекомендации являются результатом нашей опытно-практической работы. Однако они отражают лишь основные, типичные проблемы, с которыми может столкнуться учитель или студент в процессе организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах. У учителя, организующего проектную деятельность на уроках технологии, могут возникнуть различные специфические проблемы, это будет зависеть от условий организации, уровня подготовленности детей и от самого учителя.
В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Этот метод является одним из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, метод проектов может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием информационных и коммуникационных технологий.
В современной школьной педагогике и методике преподавания теоретически обоснована и разработана работа над проектом на уроках технологии в начальных классах. Однако необходимость компьютеризации процесса обучения привела нас к исследованию проблемы возможности использования информационных технологий при работе над проектом. Нами была изучена технология проектной деятельности, а также информационно-технологические проблемы обучения в начальных классах и особенности использования компьютера в организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии, и на основе этого разработана и реализована система заданий по работе над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Классификация дидактической игрушки
В состав дидактических игрушек входят: I Cобственно-дидактические игрушки – основанные на принципе самоконтроля (различные матрешки, пирамиды), служат дальнейшему развитию ориентировочной основы позн ...
Формирование физкультурных знаний у учеников 5 – 9 классов
В процессе обучения физической культуре у учащихся наряду с развитием определенных физических качеств получают теоретико – методические основы физической культуры. К ним относятся: основы истории физ ...