В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.
Экономичность. Необходимо изготовить изделие с наименьшими затратами и получением прибыли при реализации или эксплуатации изделия.
Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделия не должны повлечь за собой существенный изменений в окружающей среде.
Безопасность. Связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д.
Системность. Содержание работ должно комплексно отражать изученный материал, быть политехнически направленным.
Посильность. Предполагает соответствие уровню развития и подготовке учащихся, их возрастным и физиологическим возможностям.
Эстетичность. Изделие должно соответствовать требованиям дизайна, быть внешне эстетически красивым, модным.
Значимость. Изделие должно иметь определенную ценность, полезность.
Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.
Деятельность учащихся включает в себя три взаимосвязанных этапа (приложение 1). Организация каждого из этих этапов проектной деятельности школьников должна соответствовать его дидактической сущности.
Исследовательский этап.
Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение /выбор/ тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме. После распределения /выбора/ тем проектов перед учащимися возникает задача организовать работу по их выполнению, всякая организация начинается, прежде всего, с грамотного планирования. План – перечень этапов проекта с установленными сроками их выполнения. Такое подразделение проекта на отдельные этапы, по которым заданы четкие сроки исполнения, должно приучать младшего школьника к четкости и в мышлении, и в работе над проектом. Выполнение этапов учащийся будет намечать для себя сам, что должно научить его экономить время, понимать суть деятельности каждого этапа и усилить его ответственность за работу. На этапе разработки различных вариантов выполнения проекта учащиеся изучают его историю, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантов Учитель также помогает учащимся разработать технологические карты.
Технологическая карта
№ и название детали |
Наименование операции |
Эскиз |
Оборудование и инструменты |
Технологический этап.
На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Одной из особенностей мышления младших школьников является то, что первоначальный замысел может быть не вполне отчетливым и даже недостаточно устойчивым. В связи с этим на технологическом этапе работы у учеников может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Для этого им может понадобиться повторное ознакомление с наглядностью, образцами, которые были представлены на предыдущей стадии работы. Такая возможность им, безусловно, должна быть предоставлена.
В процессе выполнения технологических операций учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режимы обработки деталей и материалов, осуществляется контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, контролируют технологический процесс. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда. Основным методом обучения проектной деятельности на этом этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, устранение излишних движений, исправления допущенных ошибок.
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в кот ...
Принципы обучения
Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения. Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руко ...