В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В–третьих, словарь следует использовать для справок при чтении художественной литературы и особенно в ходе анализа языка художественного произведения.
В-четвертых, словарь следует использовать для работы над культурой собственной речи. Может возникнуть вопрос о том, какое антонимическое слово лучше подобрать, например, к слову широкий – малый или узкий. Словарь подскажет, что более уместно для противопоставления слово узкий.
В-пятых, словарь следует использовать для работы над культурой собственной речи. Так, при написании сочинения у ребенка может возникнуть вопрос о том, какое подобрать антонимическое слово к данному. Например, к слову широкий - малый или узкий. Словарь подскажет, что более уместно для противопоставления слово узкий.
В-шестых, к словарю необходимо обращаться за стилистическими справками. Так, к слову "труженик" словарь предлагает несколько стилистически сниженных антонимов:
лодырь (разг.), дармоед (разг.), трутень (разг.), захребетник (прост.)
Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует культурного человека. Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику.
При работе со "Школьным словарем антонимов русского языка" нужно помнить следующее: искать антонимическую пару в словаре следует по алфавиту – либо в самом словаре, либо по алфавитному указателю в конце словаря, куда вынесены некоторые члены антонимических пар. Например, необходимо найти антоним к слову закат. Среди заголовка статей на букву "З" такого нет. Тогда нужно обратиться к алфавитному указателю и, найдя там слово закат с указанием страниц, следует посмотреть антонимическую пару, помещенную на этих страницах.
На основе материала словарей антонимов русского языка учитель может создать целую серию самых разнообразных грамматических упражнений со словами, противоположными по смыслу.
Задание №1.
Списать слова, противоположные по значению. Подчеркнуть корень в однокоренных словах. Придумать и записать с некоторыми предложения. Определить, какими членами предложения они будут.
трудолюбивый – ленивый
трудолюбие – лень
труд – лень
труженик – лентяй
трудиться – лениться
грязь – чистота
грязный – чистый
грязно – чисто
грязнуля – чистюля
гордость – стыд
гордый – стыдливый
гордиться – стыдиться
гордо – стыдливо
высокий – низкий
высокий – низкорослый
высокий – приземистый
высокий – маленький
Задание №2.
К данным словам приписать слова, противоположные по значению, но отвечающие на тот же вопрос.
(кто?) друг – (кого?) …
(что?) дружба – (что?) …
(какой?) горький – (какой?) …
(что делать?) говорить – (что делать?) …
(как?) низко – (как?)…
Задание №3.
Списать словосочетания, подчеркнуть в них слова, противоположные по значению. Какая часть в этих словах изменяется? Почему?
а) Ясный день – пасмурный день, ясное утро – пасмурное утро.
б) Добрый человек – злой человек, доброе чувство – злое чувство, добрая подруга – злая подруга.
Задание №4.
Списать словосочетания, подчеркнуть предлоги, указывающие на противоположное направление.
Бежать к дому – бежать от дома;
Ехать к друзьям – ехать от друзей;
Подняться на площадку – сойти с площадки.
Задание №5.
Подобрать к следующим словам слова с противоположными значениями:
порядок, правда, привыкать, зацветать, светлый, холодно, потолок, одевать.
Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники оперируют здесь не столько словами – антонимами, сколько антонимами – морфемами. Усложняется мыслительная работа. Немаловажно то, что материал для грамматико-речевых упражнений формирует у детей и навыки правописания. В целом работа над антонимами помогает подменному овладению речью.
Теоретические основы, структура образования пожилых
людей
Геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования в Российской Федерации в виде многоуровневой системы, включающей в себя: На первом уровне - подготовку всех возрастных гру ...
Особенности развития речи у детей с ОНР
Р.Е. Левиной и сотрудниками была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фон ...