В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Наибольший интерес у школьников вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно предложить уроки-монтажи и уроки-конференции. На таком уроке учащиеся делают небольшие сообщения по теме урока, демонстрируют опыты.
Учитель объединяет эти сообщения своим рассказом, дополняет сообщения учащихся, заостряет их внимание на главном.
Примером урока-монтажа в X классе может быть урок на тему «Электрические явления в атмосфере». После короткого рассказа учителя о существовании электрического разряда в газе при больших напряжениях учащиеся выступают с сообщениями на темы: «Природа молнии», «Виды молнии», «Защита от молнии». Каждое сообщение длится 5-7 мин. Оно сопровождается необходимыми опытами, зарисовками на доске. Урок заканчивается демонстрацией кинофильма «Молния». Во время его показа звук отключается, и один из учеников класса комментирует фильм, обязательно ссылаясь на сообщения своих товарищей.
Большая самостоятельность, непосредственное участие в объяснении нового материала, разнообразие применяемых методов – все это делает урок интересным для всех учеников. В классе могут оказаться очевидцы действия ленточной или даже шаровой молнии. Их выступления вызовут большой интерес, помогут закрепить полученные на уроке знания.
Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы старшеклассников по изучению большой темы курса физики. Такие уроки учат самостоятельности мышления, вырабатывают умение выступать перед большой аудиторией, дают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, воспитывают ответственность перед классом, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал.
Проведение конференции по физике в детском коллективе налагает на её организацию ряд следующих требований:
С целью повышения интереса слушателей и привлечения их внимания необходимо все доклады иллюстрировать, сопровождая их демонстрацией опытов, фрагментов кинофильмов, диапозитивов и т.д.
Необходимо как можно более разнообразить методы работы участников конференции: облекать конференции в форму научного симпозиума, совещания специалистов и т.д. чередовать доклады с выступлениями заранее подготовленных оппонентов; продумать возможность широкого привлечения слушателей к активному участию в работе конференции.
Доклады и выступления ведущего должны быть образными и эмоциональными.
Залог успеха конференции, одного из самых трудных видов внеклассной работы, заключается в правильном выборе темы (с учётом её актуальности для учащихся и их желания), в чётком распределении обязанностей в сочетании добровольности в выборе работы самими учащимися с обязательностью её выполнения, в наличии постоянного контроля и учёта работы.
Методика подготовки и проведения конференции может быть различна в зависимости от темы и целей конференции.
Конференции, организуемые в традиционной форме.Эти конференции проводят в форме чередующихся докладов учащихся с широким использованием демонстраций, кинофильмов и т.д. Для таких конференций следует выбирать темы, не только углубляющие знания учащихся и дающие возможность повторить ряд вопросов программы, но и несущие новую информацию.
Подготовку конференции начинают с проведения организационного собрания будущих её участников, где утверждают тему конференции, распределяют конкретные обязанности.
Над каждым докладом целесообразно работать группой из пяти человек: один готовит текст доклада; второй подбирает литературу для выставки и, главное интересные примеры и иллюстрации из журналов; третий подготавливает эксперимент; четвёртый оформляет иллюстрации и чертежи к докладу; пятый подбирает и демонстрирует на конференции кино- и диафильмы и т.д.
Через 1-2 недели после собрания члены каждой пятёрки вместе обсуждают подготовленный материал и составляют под руководством учителя программу конференции и таблицу-план её подготовки и проведения.
Конференции, организуемые в форме диспута, симпозиума.
Преимущество таких конференций – большая возможность свободного обмена мнениями. В результате этого школьники приучаются давать научно обоснованные объяснения высказанным положениям и приобретают навыки внимательно слушать товарища и активно участвовать в обсуждении.
Приподготовки и проведении конференции часто возникают трудности, связанные с активизацией деятельности большого количества её участников. Поэтому следует особенно тщательно продумать форму не только проведения, но и подготовки конференции. Примерно за месяц до начала конференции на заседании физического кружка или школьного научного общества необходимо утвердить тему конференции, составить её план. В тех классах, которые примут участие в конференции, объявить поиск-сбор научных результатов по предложенной теме. Научный поиск желательно проводить в четырёх направлениях:
Школьное религиозное образование в зеркале интернет-полемики
Теперь рассмотрим основные ресурсы сети, посвященные проблемам религиозного образования в школе. Все их можно разделить на три группы: чисто информационные дискуссионные порталы, где обсуждаются все ...
Влияние творческого коллектива на развитие профессионально-значимых качеств
будущих учителей технологии
Сам способ существования личности есть постоянный выход за пределы самой себя, стремление к росту и развитию, направление которого воспитатель не может предугадать заранее и он не имеет права принима ...