В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделяемое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей.
Локализация познавательных интересов может быть так же очень различной. Значительная часть учащихся подростковых классов имеет очень неясную локализацию. Утверждения их о том, что в школе «все интересно», не всегда имеют объективные основания, так как они не сосредотачиваются на познавательных задачах, часто отвлекаются, занимаются посторонними делами, рассеяны на уроках. Вместе с тем нельзя и сказать, что интерес к учению у них отсутствует. При внешней стимуляции он проявляется, но бывает нестоек и требует побуждений из вне.
У значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию. Для этих учащихся в большей степени, чем для учащихся с аморфными интересами, характерны внутренние побуждения, открытость интереса ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока. Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познаванию. Эти дети с их бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно углублять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий уровень познания.
Наконец, известную группу школьников каждого класса составляют учащиеся с чётко локализованными, выраженными, доминирующими познавательными интересами (мы их называем стержневыми). Они могут быть сосредоточены на одной – двух смежных областях (история, литература) либо иметь даже стержни не в сходных направлениях (например, математика и литература). Подобный уровень локализации познавательного интереса достаточно стоек. На таких учеников надёжно опираются те учителя, предметы которых совпадают с интересами школьника.
В комплексе данных о познавательном интересе очень существенным является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее поэтому управлять.
Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе (например, домашних заданий, тем сочинений), в естественной и экспериментальной ситуациях.
В свою очередь неосознанный интерес порождает всеядность в выборе круга чтения, телевизионных передач, занятий в часы досуга, что мало содействует укреплению доминирующих интересов и определившихся склонностей школьника. Теоретический анализ и практика обучения показывают, что наиболее благоприятны для учебного процесса широкие интересы учащихся с выраженной доминантой.
Любая познавательная деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.
Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснения учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задачи и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связи между ними, чем глубже они осмысленны в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы. Например, характерной чертой восприятия является его осмысленность.
Формы, методы и средства научно-технического
творчества в системе технологической подготовки
В Концепции модернизации образования на период до 2010 года определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуре ...
Проведение интегрированных уроков геометрии и информатики
в начальной школе
Интегрированный подход позволил охватить единой обучающей средой математику (моделирование), информатику (абстракция, логика) и труд (конструирование). Разносторонность и практические навыки учеников ...