В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Игра – это “дитя труда”. Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру.
Ребёнок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.
Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля.
Игры в своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры стали пользоваться большой популярностью с середины 60-х годов. Некоторые учёные относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных, практических, вбирая в себя их элементы, а, во-вторых, то, что они имеют особенности, присуще только им.
Дидактическая игра - активная учебная деятельность по моделированию изучаемых систем, явлений и процессов. Главное отличие игры от другой деятельности в том, что каждый ученик команда в целом объединены в одной задаче и все стремятся к выигрышу.
В процессе игры у детей вырабатываются привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.
Дидактические игры констатируются по - разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно - ролевые и игры - упражнения, включающие только отдельные элементы игры.
Структурными элементами игры являются:
моделируемый объект учебной деятельности;
совместная деятельность участников игры;
правило игры;
принятие решений в изменяющихся условиях;
эффективность применяемых решений.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения.
При этом игровая учебная деятельность обладает важным средством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Дидактическая игра, как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процессов обучения.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение. Разнообразные игровые действия при помощи, которых решается та или иная действенная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к предмету.
Система диагностики в работе учителя информатики
Итак, диагностика – это процедура, направленная на выявление реального состояния предмета или явления (с помощью методов исследования) Требования к диагностике: валидность (соответствие) Теоретическа ...
Организация семинарских занятий
Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму). Преподаватель взаимодействует с группой как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При высту ...