В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т. е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления учащегося, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.
Самостоятельные работы могут быть устными и письменными, практическими и теоретическими, репродуктивными и творческими.
При изучении нумерации многозначных чисел самостоятельные работы показывают, на сколько освоен учебный материал учащимися.
Автор дипломной работы приводит пример самостоятельной работы по теме: “Приём умножения однозначных чисел на многозначные” с целью закрепления умений и навыков по данной теме.
I вариант: 5080 . 9 72800 . 6 3 . 9048
II вариант: 65300 . 7 4 . 8092 6090 . 8
Кроме того, при изучении темы “Нумерация многозначных чисел” в самостоятельные работы следует включать арифметические диктанты.
Примером арифметического диктанта могут быть следующие задания:
Запиши пять чисел, которые при счёте следуют за числом 8997 (1906).
Замени данные числа суммой разрядных слагаемых: 208030 (560300).
Запиши число, в котором 7 сотен тысяч (4 десятка тысяч).
Вставь пропущенные числа: 1200 = дес. (2600 = сот.).
Увеличь 300 в 100 раз (70 в 1000 раз).
Уменьши 5000 в 10 раз (8000 в 100 раз).
Все числа, с которыми работают дети, необходимо записать на доске.
Самостоятельные работы следует проводить не только с целью выявления результатов усвоенных знаний учащихся, но и с тем, чтобы воспитать внимание и дисциплину учебного труда при изучении данного раздела.
Математические диктанты - хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задаёт вопросы; учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Однако употребляются они всё же редко.
Первое возражение - не по всякой теме можно и нужно проводить математический диктант.
Второе возражение - учащимся трудно воспринимать на слух. Но если диктанты проводятся часто, то школьники приучаются воспринимать задания на слух. А ценность такого умения неоспорима.
Из того факта, что умение слушать ценно само по себе и его нужно развивать, ещё не следует, что нужно делать это на уроках математики, организуя математические диктанты. Поэтому для успешного усвоения учащимися математики целесообразно проводить диктанты не от случая к случаю, не для того, чтобы разнообразить формы и методы обучения, а систематически.
Вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что прежде чем перейти к изложению нового материала целесообразно убедиться, что предыдущая порция знаний учащимися усвоена.
Традиционный опрос неэффективен, прежде всего, тем, что большей части учащихся ответ товарища у доски вовсе не помогает повторить ранее изученный материал. Всякого рода уплотнённые опросы лишь усугубляют дело.
Опрос у доски учителя обычно дополняют так называемым “устным счётом”. Альтернатива “устного счёта” - математический диктант. Отсюда его место в учебном процессе: в самом начале того урока, на котором начинается изложение нового материала. Отсюда и требование: ответы на вопросы должны показывать, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала.
Следует отметить, что проведение диктанта, особенно в два варианта, требует от учителя весьма большого напряжения: надо читать в оптимальном темпе тексты заданий; следить за классом; реагировать на практически неизбежные сбои. К тому же учащиеся нередко не понимают, какой именно вариант в данный момент диктуется, и в результате перепутывают вариант. Однако все подобные трудности легко преодолеваются с помощью магнитофонных звукозаписей. Если сделать звукозаписи так, что один вариант читает мужской голос, а второй – женский, ошибки, связанные с перепутыванием вариантов, исключаются. Ученик скоро вообще перестаёт реагировать на “не свой” голос: спокойно работает, пока диктуется задание другого варианта, и немедленно включается в работу, как только начинается чтение задания его варианта. Использование звукозаписей чрезвычайно дисциплинирует класс: ученик понимает, что “бездушной машине” всё равно, успел ли он. Поэтому сбои становятся редкими.
Диагностика уровня развития связной речи
Экспериментальное исследование проводилось в школе № 14 города Биробиджана во втором классе. Данное исследование проходило в 3 этапа: Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития свя ...
Становление и развитие системы начального образования
Значительная часть американских педагогов и родителей связывает перспективы развития начальной школы с распространением альтернативного образования, для которого характерен отказ от рутины и стандарт ...