В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.
Аффективные формы поведения вызывают также
• неудачи в учении,
• конфликты с в группе, со всем коллективом,
• внутренний конфликт между уровнем притязаний (основанный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на котором ученик фактически пребывает в классе,
• склонность к аффективным формам отношений и разрешения конфликтов.
Чаще всего у детей возникают тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют, недооценивают, к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных случаях у них нередко возникают устойчивые аффективные состояния, на этой основе формируются отрицательные формы поведения. Школьник переживает постоянную обиду, становится упрямым, грубым, озлобленным, отказывается подчиняться требованиям учителей, противопоставляет себя коллективу. Обычно в каждом классе имеется несколько детей с более или менее выраженным аффективным поведением. Аффективные (аффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними. Учитель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обычных классах.
Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение школьника, поощряя положительные поступки, учитель может рассчитывать на успех.
Индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного да еще склонному к аффективному поведению школьника предполагает предварительную разработку плана индивидуальной коррекции после основательного изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.
План может включать такие действия:
• оказывать ученику практическую помощь для ликвидации пробелов в знаниях;
• избегать таких оценок и характеристик, которые могут углубить неверие ученика в свои силы;
• предоставлять ученику возможность пережить радость успеха;
• временно не спрашивать его по тому материалу, где он заведомо еще не успел ликвидировать пробелы;
поощрять его малейшие успехи в учении;
• периодически предлагать ему индивидуальные задания, которые подбираются с учетом его способностей;
• побудить родителей не оказывать давление на ученика и не требовать нереальных поступков с его стороны;
Методы и формы как средство оптимизации педагогического взаимодействия
Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управ ...
Почему появляются дети с девиантным поведением
Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы: Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; Причины социального и психологического хар ...