В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Проанализируем состояние системы дошкольного образования в Российской Федерации.
Начиная с 1991г. (и по 2001г.) численность детей в дошкольных образовательных учреждениях сильно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников в 1991г. до 4246 тыс. в 2001г.). Это было вызвано снижением рождаемости в стране и уменьшением количества детей дошкольного возраста (с 12593 тыс. в 1991г. до 7975 тыс. в 2001г.). Кроме того, количество детей дошкольных учреждений сократилось и в связи с уменьшением в них количества детей раннего и дошкольного возраста (от1 года до 4 лет) вследствие существовавшей в указанное десятилетие тенденции – родители предпочитали отдавать детей в детские сады не раньше чем им исполнялось 3 года.
В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество дошкольных учреждений – с 87,6 тыс. в 1991г. до 50 тыс. в 2001г. При этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала сокращение количества дошкольных учреждений. Начиная с 2002г. вследствие повышения рождаемости увеличивается количество воспитанников ДОУ: в 2002г. их было 4267 тыс., в 2003г.-4321 тыс., в 2004г.-4423 тыс воспитанников. По данным Рособрнадзора, к началу 2006-2007 учебного года в РФ функционирует 45245 ДОУ шести видов, в них числится около 4800 тыс. воспитанников. Начиная с 1998 г., дошкольные учреждения посещали 53,9% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2003г.-58,3%, в 2005г.-59%. По данным Рособрнадзора на 1 сентября 2006 г. охват детей услугами дошкольного образования составляет 61,3% от общего количества детей дошкольного возраста и приближается по значению к показателям 1991г. (63,9%). Наибольший процент охвата детей услугами дошкольного образования на начало 2006-2007 учебного года зафиксирован в Республике Саха (Якутия) – 81, 2%, в Республике Коми – 79,4%, в Чукотском автономном округе – 92,0%., в Новгородской области – 88,1%, в Саратовской области 78,0%, в Челябинской области – 74,9%.
Наименьший охват детей услугами дошкольного образования зафиксирован в Республике Дагестан – 23%, Чеченской республике – 7,6%, Курской области - 39,9%
При этом на 100 мест в ДОУ в настоящее время в среднем приходится 97 детей дошкольного возраста, причем в городах – 104 ребенка на 100 мест в дошкольных учреждениях, в сельской местности – 90 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях.
Таким образом, наблюдается определенный структурный дефицит мест в ДОУ: в городах, особенно крупных, мест недостаточно в детских учреждениях, в сельской местности наблюдается их избыток.
По данным Росстата, показатели очередности в ДОУ составляют на сегодня около 1млн. детей.
Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования ведется строительство новых дошкольных учреждений. К началу 2006-2007 учебного года введено в строй 182 дошкольных образовательных учреждения (из них 64 – в Центральном федеральном округе, 56 – в Южном федеральном округе).
Вместе с тем проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан РФ решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.
С 1999 г. активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных ДОУ полного дня, а вместе с ними.
Наряду с традиционными режимами функционирования ДОУ (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000г., используются также 10- часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.
Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
В связи с тем, что развиваются разные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.
Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. . Повышение квалификации педагогических кадров – актуальная задача образования. Современная Образовательная политика требует новых знаний, умений и отношений. Не случайно в федеральных программах развития образования подчеркнуто, что для успешной профессиональной деятельности работников в новых условиях требуется обеспечить повышение квалификации около 10 миллионов педагогов и руководителей образования.
Воздействие коллектива на личность
При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические ...
Характеристика регионального компонента и его роль в ознакомлении детей с
историей родного края
Актуальность теоретического осмысления проблемы внедрения регионального компонента (регионально-национального) в дошкольное образование в полиэтничном обществе определяется рядом факторов: - процесса ...