В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Следует отметить, что разученные сценки – упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх.
В начале обучения мы проводили физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Это сопровождается чтением стихов. Например, "Дружба", "В гости" .
Затем проводились упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это более сложные движения. Например, "Домик". Некоторые упражнения проводились с использованием поверхности стола, сидя на стульях: "Прогулка". Некоторые упражнения имитировали знакомые детям бытовые действия. Например, "Засолка капусты". Отдельные упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними, например, "Замок", "Дом и ворота". Есть упражнения, связанные с изображением растений: "Цветок" Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц Например: "Зайцы".
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры, как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется тысячами. Игры были очень эмоциональны, их можно было проводить в семье, в детских садах, яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, мелкой моторики рук, творческой деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Например, известная "Сорока-воровка", которая кашку варила, деток кормила . Мы не раз убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда взрослый загибает детские пальчики, приговаривая эти строки.
Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз", "под", "над". Особенно важны для развития и воспитания детей приемы творчества, которые возникают во время пальчиковых игр. Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.
Если ребенок усвоит одну какую-нибудь пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые производятся двумя руками. Например, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Четырех – пятилетние дошкольники предпочитают игры со множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Старшие ребята оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.
Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в "Театр пальчиков". Пальчиковые игры мы с воспитателями активно используем в своей работе в речевой группе с детьми с ОНР, а также рекомендуем использовать воспитателями в массовых группах детского сада. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики
Интересны игры – сказки, связанные с развитием пальцев рук детей всех возрастных групп. "Эта команда – белочки, а эта команда зайчики" - говорит логопед, показывая левую и правую руки. "Это капитан белочек, а это капитан зайчиков" - показывает большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасание большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения сначала делается только с белочками, затем с зайчиками. Спустя несколько дней, обе руки одновременно выполняют это задание.
Сравнительный анализ уровня развития речи у детей с открытой формой
ринолалии на заключительном этапе исследовательской работы
В соответствии с планом исследовательской работы по коррекции речевых нарушений при открытой ринолалии, нами было проведено повторное исследование в марте 2004г. с использованием тех же методов, что ...
Изучение психологического климата коллектива
Критерием взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат - совокупность отношений членов группы: 1) к условиям и характеру совместной деятельности; 2) к членам коллектива; ...