В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. Второй вариант — параметрическая. Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.
Поэтому в своем исследовании мы выбрали второй вариант.
Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора.
Формула определения вероятности случайного выбора Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
0,25=d/(12-1), d = 0,25 * 11 = 2,75 ≈ 3
Социометрическая анкета
По результатам тестирования составим социоматрицу (таблицу). В таблице так же представлены расчеты социометрических индексов.
№ |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Кол-во выборов |
Ej |
Число положительных связей в группе |
1 |
Абайдуллин |
-2 |
-3 |
2 |
3 |
-1 |
5 |
0,5 |
1 | |||||||
2 |
Алиев |
2 |
1 |
3 |
3 |
0,3 |
1 | |||||||||
3 |
Бадриев - |
0 |
0,0 |
0 | ||||||||||||
4 |
Конюхов |
-2 |
2 |
-1 |
3 |
1 |
5 |
0,5 |
0 | |||||||
5 |
Кульнев |
-1 |
-3 |
3 |
1 |
-2 |
2 |
6 |
0,5 |
2 | ||||||
6 |
Кырчиков - |
0 |
0,0 |
0 | ||||||||||||
7 |
Масленников |
1 |
-1 |
-3 |
2 |
-2 |
3 |
6 |
0,5 |
1 | ||||||
8 |
Накаряков |
-3 |
2 |
-2 |
3 |
-1 |
1 |
6 |
0,5 |
2 | ||||||
9 |
Фазлиахметов |
2 |
3 |
1 |
3 |
0,3 |
2 | |||||||||
10 |
Фатеев |
3 |
2 |
-1 |
1 |
4 |
0,4 |
3 | ||||||||
11 |
Хазов - |
0 |
0,0 |
0 | ||||||||||||
12 |
Шорохов - |
0 |
0,0 |
0 | ||||||||||||
Кол-во выборов |
2 |
5 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 | ||||
Кол-во баллов |
5 |
9 |
9 |
3 |
6 |
4 |
3 |
9 |
5 |
9 |
5 |
8 | ||||
Общая сумма |
5 |
-3 |
-9 |
1 |
6 |
-4 |
-1 |
9 |
5 |
7 |
-5 |
8 |
38 |
12 | ||
Сi |
0,2 |
0,45 |
0,36 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,5 | ||||
Ag |
3,17 | |||||||||||||||
Gg |
0,18 | |||||||||||||||
- положительная взаимная связь в группе | ||||||||||||||||
- отрицательная взаимная связь в группе |
Упражнения на формирование понятия «вместимость сосуда» и сравнение
небольших объёмов жидкостей и сыпучих тел, с учетом развития речи
Фрагмент №1. Цель: научить сравнивать жидкости и сыпучие вещества в одинаковых и разных по объёму сосудах. Оборудование: вода или крупа, одинаковые банки, стаканы и другие сосуды различных объёмов. Х ...
Контркультурные организации как микрофактор социализации
Контркультурные организации - объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общест ...