В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Без любви к учению и понимания смысла учебной работы – трудно воспитать познавательный интерес.
Попытаемся выяснить, какими средствами учитель-предметник достигает сознательного отношения к учению.
Прежде всего, этим задачам служит рассказ учителя, в котором он рассказывает значение учения, знания для каждого человека, для всех людей.
Желая поднять в глазах учащихся престиж своей науки, учитель сообщает им историко-научные знания, рассказывает об истории открытия в той или иной области о том, как результаты этих открытий воздействовали на развитие техники, производства, способствовали научно-техническому процессу.
Рассказ учителя нередко дополняется посещением предприятий, лабораторий, выставок, музеев. Это не только вызывает положительное эмоциональное отношение к знаниям, но и убеждает учащихся в важности той или иной отрасли познания. Наблюдая труд рабочих на производстве, школьники убеждаются в необходимости серьезной подготовки к труду – приобретения знаний и умений.
Огромную роль играет привлечение на уроках современного материала, который придает обучению актуальность.
Рассмотрим пути и направления работы по формированию познавательного интереса классным руководителем.
В области обучения придается большое значение отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления познавательного интереса. Учителю-предметнику предлагается следующее:
знакомить учащихся с новыми данными, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
раскрывать историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);
показывать различные противоречия при помощи проблемного обучения и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
показывать необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;
раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в последующей трудовой деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, в повседневной жизни.
Поиск важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития познавательных интересов. В этом плане классному руководителю предлагается следующее:
оживлять внеклассную работу элементами занимательности с учетом поставленной на занятии задачи;
использование воздействие средств искусства (показ репродукций картин, скульптур, памятников архитектуры, фрагментов из кинофильмов, образцов прикладного искусства; прослушивание записей музыкальных и литературно-художественных произведений, введение элементов театрализации и т. д.);
побуждать учащихся задавать вопросы учителям, товарищам;
развивать на занятии коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся (рецензия на ответ, сочинение, обсуждение составленного плана, сообщения и т. д.);
практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящие за пределы программы (изучение дополнительной литературы, изготовление макета, прибора, модели и др.);
использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других школьников;
рекомендовать дополнительную научную, научно-популярную, художественную литературу для различных групп учащихся по каждому предмету.
В области внеклассной работы программа рассчитана на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов, поэтому предлагается:
расширять и углублять кругозор учащихся в орпеделенной, избранной ими области знаний. Для этого сообщать дополнительные, выходящие за пределы программы сведения о развитии наук, знакомить с историей, показывать взаимосвязь современных научных открытий;
практиковать решения научно-прикладных задач.
Из форм внеклассной работы рекомендуются те, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники и т. д.
Условие эффективности игры
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умение использовать средство ...
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом: • определение цели и задач изучения; • подбор критериев и показателей для определения результативности процесс ...