В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В ходе беседы с родителями были получены сведения об учащихся из неблагополучных семей. По сведениям учителя, в этих семьях складываются разные условия для развития ребенка. По наблюдениям педагога большинство детей из таких семей не всегда охотно говорят о своей семье, о родителях. Дети практически не воспринимают роль отца в семье, его значимость в своей жизни, нет авторитета отца в семье.
В результате наблюдения за учащимся из неполных семей отмечается, что внешне дети не отличаются от сверстников, отличаются своим поведением. Большинство детей ведут себя скованно, пассивно, мало общаются с одноклассниками. Очевидно, это можно объяснить укоренившимся поведением детей в семье, которое переносится и во все другие сферы социальной жизни.
Также с детьми из неполных семей проводят беседы, анкеты. Эти методы диагностики дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности детей из неполных семей. Кроме того, для изучения личностных психических и физиологических особенностей детей из неполных семей используют анализ документации, например, медицинская карта. Наиболее заинтересованные учителя используют творческие работы учеников (сочинения, рисунки). Они позволяют заглянуть намного глубже в душу ребенка, в его сознание и подсознание.
Какие особенности выявлены у детей данной категории?
Учитель отметила, что, несомненно, дети из неполных семей отличаются от других детей. Такие дети в основном конфликтные, закомплексованные, скрытные, малообщительные, неаккуратные, у них плохая успеваемость. Как правило, неполная семья - это семья без отца, поэтому недостаток мужского внимания заметен. У мальчиков более мягкий характер, в споре они не всегда могут отстоять свою точку зрения. Но вместе с тем, такие дети часто врут, ведут себя на уроках неадекватно, могут нагрубить, с некоторыми детьми трудно найти контакт, они раздражительны и часто обижают своих одноклассников.
Для исследования межличностных отношений младших школьников была использована методика “Кинетический рисунок семьи”. Это вариант “Рисунка семьи” методики, предложенный Р.Бернсом и С.Кауфманом в 1972 году. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики основана на принципе психоанализа.
Исследовательская работа во время педагогической практики в начальных классах позволила нам задействовать в эксперименте 20 младших школьников (12 девочек и 8 мальчиков). Цель применения методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи методики: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. Предлагалась следующая инструкция: “Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом”.
При тестировании отмечается: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует получить максимум дополнительной информации посредством использования вопросов:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают?
При опросе психолог пытается выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал, кого-нибудь из членов семьи. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, т.к. это может индуцировать тревогу, защитные реакции.
Характеристика универсальной учебной деятельности
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изу ...
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения при
изучении раздела «Уход за одеждой и обувью»
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычн ...