В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов на сегодняшний день объясняется процессами, происходящими в обществе – гуманизацией и демократизацией общественных отношений, ростом понимания того, что именно семья является основой формирования и усвоения детьми социального опыта, а тем самым и первичным институтом социализации подрастающего поколения.
Основы социализации закладываются, прежде всего, в семье. В семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с правилами поведения, с полоролевыми взаимоотношениями, с нравственными ценностями. И здесь огромное значение имеет микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.
Нами рассматривается семейная социализация ребенка младшего школьного возраста – это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Доминирующая роль семьи состоит в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка. Наряду с семьей в этом возрасте на ребенка оказывает влияние и школа. Учителю отводится приоритетная роль в воспитании детей младшего школьного возраста.
Эффективность работы с младшими школьниками из неполных семей зависит, в первую очередь, от правильной диагностики психического развития этих детей. Чем грамотнее и полнее будет оценено состояние данного ребенка, тем продуктивнее будет построена работа учителя начальных классов. Опытно-экспериментальное изучение процесса социализации ребенка проводилось нами на базе МОУ «Гимназия №23» г.Саранска.
Наш эксперимент состоял из трех последовательных этапов.
Целью первого этапа эксперимента является анализ опыта деятельности учителя начальных классов по реализации процесса социализации в младшем школьном возрасте.
Целью второго этапа было изучение уровня осуществления воспитательной функции в семье младшего школьника.
Третьего: систематизация, обобщение и разработка рекомендаций по организации педагогической поддержки семьи в вопросах социализации младших школьников.
На первом этапе, изучая опыт деятельности учителя начальных классов по реализации процесса социализации во 2 «А» классе, степень подготовленности учителя к реализации поддержки семьи в вопросах воспитательного характера, мы увидели, что в классе педагогом не проводится никаких исследований и мероприятий, направленных на диагностику уровня реализации воспитательной функции и корректировки данного вопроса в семье младшего школьника.
Проблемами семьи занимается лишь психолог школы, который проводит работу с семьей бессистемно, ограничивается лишь отдельными мероприятиями по просвещению родителей и учащихся по проблемам воспитательного характера.
На основании этого мы можем утверждать, что учитель недостаточно подготовлен в области специальных знаний основ процесса семейной социализации, не имеет достаточных знаний и умений, необходимых для оказания эффективной помощи семье в реализации процесса социализации учащихся в семейной среде.
Нами была проведена первичная диагностика уровня реализации воспитательной функции в семьях учащихся начальных классов.
Нашим первым действием, предваряющим непосредственные контакты с коллективом класса, явилось углубленное общение с учителем с целью предварительного выявления общих характеристик учащихся, состояния здоровья, знакомство с классным журналом, беседы с учителями-предметниками, завучем. В современной психологии существует немало методик, изучающих особенности восприятия детьми родительских отношений.
Закономерности развития речи детей младшего школьного
возраста
В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или и ...
Классификация категорий беспризорных детей
Проведем исследование категорий, за счет которых пополняются ряды безнадзорных и беспризорных детей? По данным социологических исследования в области миграции, Среди беспризорных и безнадзорных детей ...