В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
5-7 баллов — средний.
3-4 балла — низкий.
0-2 балла— очень низкий.
Диагностика развития устной речи
При диагностике выявляют качество и уровень сформированности речевого общения и состояние средвств речи (фонетико – фонематических и лексико – грамматических).
Тест 1. «Спонтанная речь». Представляет собой беседу с ребёнком на близкие темы.
Инструкция.Я хотела бы узнать, как у тебя дела в школе. С кем ты дружишь? В какие игры играешь во время прогулки?
Примечание: За ошибки можно считать одно – двухсложные ответы с использованием слов, содержащихся в вопросе, либо отсутствие ответа.
Тест 2. «Диалогическая речь». Состоит из 10 коротких вопросов, которые экспериментатор задаёт ребёнку. При этом первые пять вопросов требуют однословного ответа. Последующие 5 вопросов требуют развёрнутого ответа. Темы могут быть различные, максимально близкие ребёнку: С кем сюды пришёл? Где ты живёшь(на какой улице)? Что ты делал вчера вечером? Какие у тебя игрушки? и т.д. У школьников проверяется целенапрвленность, система, интересов и т.д.
Примечание: Результаты оцениваются как верные (2 балла) и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка сосоставляет 20 баллов. Неадекватные ответы и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции заднелобных и лобных отделов. Соскальзование на побочные ассоциации могут свидетельствовать о дисфункции лобных отделов.
Тест 3. «Повтроная речь». Состоит в повторении различных элементов звуков, слогов, слов и фраз. Материал для повторения подаётся по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт:
Материал для повторения:
звуков: а, о, б, к, п, д, л,т, н, р, х,ч.
дизъюнктных пар звуков: б – н, к – с, м – р.
оппозиционных пар звуков: б – п, д – т, к – г, х – к, з – с и др.
серий звуков: би – ба – бо, бо – би – ба и др.
слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка.
Фраз: (постепенно увеличивается объём предложений): «Луна светит», «Мальчик спит», «Девочка пошла в лес», «Мальчик играет в мяч».
Инструкция: Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушая внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков. И так далее.
Примечание:Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектовмоторики. Дефекты переключения при повторении пар звуков (би – ба – бо)могут говорить о снижении корковыой активности.Ошибки повторения слов могут быть связаны с резными причинами, поэтому важно квалифицировать эти ошибки:
с нарушением фонематического слуха;
с инертностью речевого процесса;
с нарушением слухоречевой памяти.
При повторении фраз ошибками считается неудержание объёма фразы или последнего слова.
Тест 4. «Активная речь». Состоит из двух частей
расказ по сюжетной картинек (известной ребёнку и неизвестной);
собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему).
При помощи этого теста иссследуется активность, резвёрнутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, аграмматизмов, соскальзования на побочные ассоциации, соотвествие сюжету картины и др. Эта пробы многозначна, с её помощью исследуется слухоречевая память, речь.
Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся
второго класса
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми ...
Факторы развития технического мышления
Главная функция технического мышления состоит в решении задач. В процессе решения задач формируются необходимые качества технического мышления. Для технологических задач характерны следующие три моме ...