Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Экспериментальная системы упражнений на формирование навыка «правильности» чтения у умственно отсталых третьеклассников

Педагогика и воспитание » Формирование навыка "правильности" чтения у умственно отсталых третьеклассников » Экспериментальная системы упражнений на формирование навыка «правильности» чтения у умственно отсталых третьеклассников

Страница 1

Поскольку качества чтения взаимосвязаны, то на дополнительных занятиях проводились дидактические игры на формирование и развитие правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения.

Упражнения составлены по учебнику «Литературное чтение в 3 классе»

Тема урока по тематич. планированию

Система дидактических игр

Гусева Света

Муравьёв Дима

1.

Произведения С. Я. Маршака Стих – ние «Урок родного языка»

«Поиск». Перечитай, подчеркни рифмующиеся слова.

Чёткая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

«Мир всем народам на свете,

Нам не нужна Война!»

«Спрятанный текст». Чтение строчек с прикрытой верхней половиной (расширяет объем кратковременной памяти, целостность восприятия слов).

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

2.

Стихотворение «Ландыш»

"Сложи слова " (анализ через синтез). Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой. Слева кладутся карточки с началом слов, а справа - с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово.

Жем – чу – жи – на

Ко – ло – коль – чик

Бу – тон

Бу – бен - чик

"Найди слова " (зрительный вербальный анализ). В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова:

апрколокольчик свпмвесна

(колокольчик, весна)

преаприроданлистимс

(природа, лист)

елеснарцветоконсаем

(лес, цветок)

3.

Произведения Л. Пантелеева о детях

Рассказ «Честное слово»

«Выбор». Почему мальчик не ушёл с поста? Выбери ответ.

боялся;

не знал, куда идти;

потому что дал честное слово.

«Найди слово». Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)

Задаются одно - три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов.

4.

Рассказ «Честное слово» (продолжение)

«Найди слово». Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)

Задаются одно - три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

«Составь слово» (зрительный вербальный анализ).

адс (сад)

ракаул (караул)

жантсер (сержант)

рожсто (сторож)

5.

Рассказ «Камилл и учитель»

«Кто живёт?» Детям говорится название страны, а они должны сказать, как называют жителей этой страны.

Рим - римляне

Россия - россияне

Франция - французы

Фалерия - фалески

Украина - украинцы

«Объясни слово». Упражнение в выяснении лексического значения слов перед чтением для формирования правильности чтения. Использование наглядности.

Рим — столица Италии; здесь: Древний Рим, римское государство.

Дротик — метательное копье на коротком древке.

Фалески (фалиски) — жители города Фалерии.

Либра — римская монета.

6.

Рассказ «Камилл и учитель» (продолжение)

"Сложи слова " (анализ через синтез). Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой. Слева кладутся карточки с началом слов, а справа - с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово.

плен – ник

дра – го – цен – ный

та - инст - вен – ный

ве – ли – ко – душ – ный

не – по – бе – ди – мый

не – под – куп - ный

"Конфликтные картинки " (фонематический анализ).

Ученику предлагаются пары "конфликтных картинок". Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик, прочитав, указывает соответствующую картинку.

Слова Картинки

Ворота ворона

ворота

меч мяч

меч

7.

Произведения А. П. Гайдара

Рассказ «Горячий камень»

«Объясни слово». Упражнение в выяснении лексического значения слов перед чтением для формирования правильности чтения.

Восвояси — домой.

Сельсовет — сельский совет: так называлась в Советской России власть, управляющая селом; дом (контора), где работали служащие сельсовета.

Кооператив — здесь: сельский магазин.

Колхозный — коллективный, принадлежащий всем жителям села.

Тиф — болезнь.

Цигарка — скрученная из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.

"Заполни пропуски" (смысловой анализ текста, антиципация содержания текста)

Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

Жил на селе одинокий ст ик. Был он слаб, плёл кор ны, подшивал ва ки, сторожил от ма шек колхозный с_д и тем зарабатывал свой х б.

8.

Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

"Найди слова " (зрительный вербальный анализ). В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова:

апрвкрышаситфонарьсрап

(крыша, фонарь)

рачящикавсоломасчердак

(ящик, солома, чердак)

гуокнодыщдивизионрпг

(окно, дивизион)

"Сложи слова " (анализ через синтез). Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой. Слева кладутся карточки с началом слов, а справа - с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово.

ПА – РА – ШЮ – ТИСТ

ШТУР – ВАЛ

БИ – НОКЛЬ

ФО – НАРЬ

КУ – ПОЛ

9.

Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

«Спрятанный текст». Чтение строчек с прикрытой нижней половиной (целостность восприятия букв и слов).

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые.

"Зашумленные" слова (расчлененность восприятия, помехоустойчивость).

Предлагаются словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы.

10.

Стих – ние С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар».

«Составь слово» (зрительный вербальный анализ).

датсол (солдат)

сказрас (рассказ)

ройге (герой)

ругд (друг)

"Сосчитай слова " (слуховой вербальный анализ).

Учитель зачитывает по одному предложения текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении.

11.

Очерк К. Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

«Кто больше?».

Мгновенное восприятие слов и словосочетаний (объем восприятия)

Для расширения «поля чтения» ученик должен мгновенно схватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

«Составь слово» (зрительный вербальный анализ).

лосго (голос)

лефтеон (телефон)

раблько (корабль)

теапка (аптека)

12.

Произведения М.М. Пришвина

Очерк «Моя Родина»

"Сосчитай слова " (слуховой вербальный анализ).

Учитель зачитывает по одному предложения текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении.

«Спрятанный текст». Чтение строчек с прикрытой нижней половиной (целостность восприятия букв и слов).

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые.

13.

Рассказ «Двойной след»

"Читай по правилу" (для замедления темпа чтения, развитие произвольного внимания)

А. Пропускать при чтении каждое второе слово.

Б. Каждое слово предложения прочитывать по два раза подряд.

«Объясни слово». Упражнение в выяснении лексического значения слов перед чтением для формирования правильности чтения.

Ток — место, где токуют (бьются за самку) тетерева, глухари.

14.

Рассказ «Выскочка»

«Объясни слово». Упражнение в выяснении лексического значения слов перед чтением для формирования правильности чтения.

Дуром — по-глупому, бестолково; не как все.

Срам — стыд, позор.

«Найди словечко». Упражнение в составлении и выделении простых по составу слов из более сложного слова для развития осознанного чтения.

застрекатоли

15.

Рассказ «Выскочка»

«Спрятанный текст». Чтение строчек с прикрытой верхней половиной (расширяет объем кратковременной памяти, целостность восприятия слов).

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

«Прочти слова»

(преодоление синкретичности)

Слова на карточках написаны так, что одно слово "нагромождается" на другое, пересекается с ним. Ученика просят прочитать эти слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.

16.

М. М. Пришвин «Жаркий час»

"Заполни пропуски" (смысловой анализ текста, антиципация содержания текста)

Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

«Закрась словечко». Упражнение в составлении слов по таблице букв для развития чтения.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Известно, что в младшем и среднем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиоло ...

Актуальные проблемы воспитания
В беседах с родителями младших школьников, как правило, вопросы дифференцированного воспитания детей разного пола специально не рассматриваются. Очень часто родители и учителя считают, что специально ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru