В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В самом определении химии дан предмет изучения – химические явления, сопровождаемые превращением веществ. Учащиеся не должны просто заучить данное определение, они в первую очередь должны осознать предмет и в процессе обучения на него должен постоянно делаться акцент. При формировании знания о химических явлениях важно учитывать такой принцип диалектики как переход от абстрактного знания к конкретному [6]. Фундаментом такого обучения будет исходное понятие науки, т.е абстракция. Опираться на понятие – значит выводить из всеобщего его конкретные, частные формы.
Совместно с учителем учащиеся совершают квазиисследовательскую предметную деятельность и открывают для себя предмет познания химии – химическое явление. Процесс познания строится на анализе, рефлексии и прогнозировании доступных экспериментов, лишь часть из которых выполняет учитель, а большинство – сами учащиеся.
Так, с помощью учителя они анализируют то, что происходит в окружающем мире, и обнаруживают протекание различных явлений. Некоторые из них учащиеся воспроизводят экспериментально. Результаты опытов свидетельствуют об изменениях веществ – это признак любого явления. Взяв в качестве основания классификации характер изменения веществ, явления можно подразделить на две группы. К первой относятся явления, при которых происходит лишь переход веществ из одного состояния в другое, а ко второй – превращение одних веществ в другие. Первую группу явлений называют физическими (их школьники изучают в курсе физики), вторую – химическими (с ними учащиеся сталкиваются впервые).
Для более четкого дифференцирования рассмотренных, а также других, предложенных самими учащимися явлений (пока по основным внешним признакам) школьники моделируют их в графической или знаковой форме (по выбору). Последующий анализ моделей и осмысление обобщенных явлений по схеме «было—стало» показывает учащимся, что при физических явлениях что было, то и осталось, т.е вещества не изменили свою природу, а только перешли в другое состояние, тогда как при химических явлениях было нечто одно, а стало нечто другое.
Осуществление учащимися описанных выше действий позволяет им выделить всеобщий признак химических явлений (в сравнении с физическими) – превращение веществ – и тем самым открыть для себя предмет химии. На базе этого же всеобщего признака формулируется пока абстрактное (т.е одностороннее) определение понятия «химическое явление» на уровне представления: химическое явление (химическая реакция) – это процесс превращения одних веществ в другие.
Таким образом, учитель с самого начала обучения химии вводит учащихся в ситуацию открытия нового для них свойства реальной действительности – превращения веществ, характеризуемого не познанным пока абстрактным понятием «химическое явление (химическая реакция)».
Чтобы мотивировать учащихся на дальнейшее изучение химии учитель, обсуждая вопросы химических явлений, предлагает подумать: важны ли химические явления в природе, в промышленном производстве, в жизни человека? Зачем нужно их изучать? После их обсуждения, учащиеся приступают к исследованию предмета химии – превращению веществ. Учащиеся легко могут дифференцировать знакомые им явления на физические и химические, но если им продемонстрировать, например процесс растворения сахара и взаимодействие растворов соляной кислоты и щелочи, то последний процесс они вряд ли смогут однозначно отнести к химическим явлениям (нет видимых признаков реакции). Таким образом, учитель подводит учащихся к мысли, что только внешних признаков недостаточно для того, чтобы назвать явление химическим.
Подготовка руки детей к письму
Первоклассники с ОНР в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом сильно напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, ...
Физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения
Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств. Цель физического воспитания – ...