В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В дальнейшем был проведен анализ успешности обучения и особенностей волевого развития в классах. Было изучено соотношение успешных и неуспевающих учащихся в классах РО и ТО. С этой целью мы изучили качество успеваемости (обучение на "4" и "5", 1 и 2 уровни) у учащихся классов ТО и РО в начале и конце учебного года по трем основным предметам: математике, русскому языку и литературному чтению. На основе отметок учителей нами производилось вычисление среднего показателя успеваемости по трем учебным предметам. Так, на начальной ступени обучения в классе РО, по сравнению с классом ТО, наблюдается меньшее количество неуспевающих учащихся и значительно большее число успешных. Одновременно с этим, во всех исследуемых классах увеличивается количество успешных учеников.
Как видим из табл. 2, в классах РО рост качества успеваемости с 1 по 4 класс составил 33%. В то время как в классах ТО - 25%. Уже к концу первого года обучения качество в классе РО (55%), превышает качество класса ТО (49%). Показатели качества обучения растут как в классах РО, так и в классах ТО. Прирост качества в системе РО плавный, в системе ТО, наблюдается значительный сдвиг на момент окончания начальной школы (74%). Стабильно, с 1 по 4 класс показатель качества выше в классах РО, и на этапе окончания начальной школы он составляет 88%.
Таблица 2
Качество успеваемости учащихся 1- |
-4 классов | |||
Промежуток времени |
Развивающее обучение |
Традиционное обучение | ||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% | |
1 класс |
27 |
55 |
27 |
49 |
2 класс |
24 |
66 |
21 |
54 |
3 класс |
26 |
79 |
22 |
60 |
4 класс |
22 |
88 |
24 |
74 |
Эти данные были положены в основу проведения корреляционного анализа качества успеваемости учащихся и сформированности волевых качеств (настойчивости и упорства, решительности и выдержки), который осуществлялся методом ранговой корреляции Спирмена.
Было установлено, что в классах РО успешные и неуспешные учащиеся отличаются друг от друга уровнем развития отдельных волевых качеств. Таким образом, для успешного обучения в 1-м классе учащиеся, независимо от системы обучения должны обладать достаточным уровнем развития решительности и выдержки. Во втором классе, можно проследить взаимосвязь между успешностью в обучении и уровнем развития решительности. Для 3-4 классов, особое значение имеет сформированность таких волевых качеств, как настойчивость и решительность.
В тоже время имеющиеся данные позволяют говорить о том, что система обучения, вероятно, является достаточно весомым обстоятельством, влияющим на формирование значимых волевых качеств. Вполне возможно, что эти условия могут быть вызваны как построением организации процесса, так и содержанием программы.
Таблица 3
Результаты расчета рангового коэффициента корреляции по Спирмену качества успеваемости и сформированности отдельных волевых качеств у детей 6-11 лет
Промежуток времени |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс | ||||
Система обучения |
ТО |
РО |
ТО |
РО |
ТО |
РО |
ТО |
РО |
Настойчивость (Рху) |
-0,31 ± 0,08 |
0,28 ± 0,06 |
0,26 ± 0,04 |
0,31 ± 0,02 |
0,46 ± 0,01** |
0,51 ± 0,02** |
0,52 ± 0,01** |
0,53 ± 0,02** |
Решительность (Рху) |
0,72 ± 0,04** |
0,51 ± 0,08** |
-0,45 ± 0,04* |
0,53 ± 0,07** |
0,52 ± 0,03** |
0,54 ± 0,05** |
0,31 ± 0,04* |
0,57 ± 0,07** |
Выдержка (Рху) |
-0,46 ± 0,09* |
-0,37 ± 0,07* |
-0,21 ± 0,08 |
0,30 ± 0,04 |
0,25 ± 0,06 |
0,31 ± 0,03 |
0,21 ± 0,04 |
0,30 ± 0,02 |
Творческий проект ученицы 10 класса Кузнецовской СШ Никифоровой М.
«Марийский сценический стилизованный костюм»
Обоснование проекта Учащиеся нашей школы занимаются в фольклорно-этнографическом ансамбле. Часто выступают с концертами перед учащимися, родителями и на сценах близлежащих населенных пунктов. Марийск ...
Развитие познавательного интереса в образовательном процессе с практической
стороны
В нашей системе образования предусмотрено непосредственное развитие интереса к познанию у учащихся преподавателем. В каждом образовательном учреждении используются «свои» методы и формы развития учен ...