В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.
Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…
Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:
стиль общения с учащимися,
образовательно-воспитательную среду,
педагогическую психологию,
самого себя.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.
Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения.
Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегда просто. Так, на улице ребенок может не поздороваться с учителем другого класса, хотя в школе обычно здоровается с ним. Приучившись следить за своей обувью, когда идет в школу, ученик может в нечищеной обуви пойти к товарищу. Поэтому, рассказывая о правилах поведения, педагог перечисляет те возможные ситуации, где ученик должен их применить. Но рассказать об этом мало. Необходимо вместе с родителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Например, детей научили уступать место старшим в автобусе; они это делают охотно, без напоминания. Но вот в классе пришла бабушка, стоит, а ученик даже не догадается пригласить ее сесть. Такое поведение объяснимо, ведь младшему школьнику свойственна конкретность мышления. Ему требуется руководство, подсказка. Сначала это возможно сделать в ситуации класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах.
Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать определенные, привычные для ребенка формы поведения.
Всегда и во всем быть аккуратным – значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда быть точным, обязательным – значит иметь эти качества в своем характере. Постепенно, через поступки, поведение, деятельность формируется характер ребенка, его нравственность. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и определенных усилий.
Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в поступках. Упражнение – это не просто повторение. Оно требует, чтобы ребенок знал, что у него получается, что – нет; стремился овладеть каким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, и эмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Особенности становления профессионального менталитета учителя в процессе
педагогической деятельности
Данные, приведенные в этой части главы получены в результате исследований, проводимых группой ученных в институтах, школах. В процессе обучения в институте, в результате изменения личностной значимос ...
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Специфика обучения на начальном этапе заключается в том, что в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографич ...