Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы

Педагогика и воспитание » Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы

Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.

Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.

Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Нам кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе.

Не является исключением и школа.

Практически любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.

Учителя подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.

Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Филосовскому аспекту феномена толерантности посвящены труды А.А. Акуловой, Н.А. Золотухиной, М.С. Каган, В.А. Лекторского, К.Г. Гусаевой, Е.В. Магомедовой и др.

Общетеоретические положения проблемы формирования толерантности рассмотрены в научных трудах Р.Р. Валитовой, З.Т. Гасанова, М.М. Гасанова, Д.М. Маллаева, И.И. Серовой, С.К. Бондыревой, Л.М. Дробижевой, А.Н. Нюдюрмагомедова и др.

В контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии педагогами - теоретиками B.C. Агеевым, Г.Н. Волковым, А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькиным, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, М.Г. Тайчиновым и другими теоретиками рассматривалась проблематика межэтнического взаимодействия.

В последнее время возникли концепции многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, поликультурного образования А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, A.B. Шафиковой и др.

Сущность межэтнической толерантности и особенности процесса ее формирования находятся в поле научного внимания В.Е. Козлова, О.В. Лебедевой, Н.В. Мольденгауэр, Т.А. Пичугиной, Ю.М. Политовой, А.Д. Солдатенкова и других ученых.

Психологический аспект данной проблемы раскрывается в трудах А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, которые исследовали общие тенденции и движущие силы возрастного развития личности.

Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса – основа и начало воспитательных действий.

Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия и поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования. Важным этапом этого образования послужили школа В.С. Библера «Школа диалога культур» и гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и др.

Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования этнической толерантности у школьников в подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Необходимо целостное осмысление понимания этнической толерантности как качества личности. Требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования этнической толерантности у учащихся младшего возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.

Вопросы формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения находилась в центре внимания многих педагогов. В ее изучение внесли свой вклад Я.А. Коменский, С. Русова, В.А. Сухомлинский и многие другие. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах

В.Г. Маралова, В.А. Ситарова, П.М. Паламарчука, О.В. Сухомлинской, Ю.А. Ищенко, В.С. Заслуженюка и др.

Научные исследования и наши наблюдения показывают, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у младших школьников.

Младший возраст - это возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Главная черта в психологии младших школьников - формирование более высокого уровня самосознания и усиливающейся потребности в самореализации.

Теме воспитания толерантности у школьников и студентов отнесены публикации A.M. Байбакова, С.Ю. Ивановой, И.В. Круговой, М.А. Перепелицыной, П.Н. Степанова и др.

В свою очередь рост этнического самосознания младших школьников под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение школьника управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам «синдром младших школьников» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности.

Вопросы межнациональных отношений рассматривались и ранее в педагогической, психологической литературе. В трудах Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, A.C. Макаренко был выдвинут целый ряд положений об интернациональном воспитании подрастающего поколения, которые не утратили своей актуальности и в современных условиях.

Решению вопроса о мере соотношения национальной и интернациональной направленности в межличностном и межгрупповом общении, учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.В. Мудрика, А.А. Сусоколова и др.

Поэтому, мы говорим о необходимости формирования у школьников этнической толерантности как качества личности и разработке целостного представления о процессе формировании данного качества в поликультурном пространстве начальной школы.

По наши убеждениям, толерантное сознание школьников формируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.

Таким образом, возникло следующее противоречие: между необходимостью разработки соответствующих уроков, мероприятия и условий их проведения в начальной школе.

Проблема исследования заключается в выявлении условий, способствующих формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы.

С учётом проблемы нами была определена тема исследования: «Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы».

Объект исследования - процесс формирования этнической толерантности в начальной школе.

Предмет исследования - условия формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы.

Цель исследования - подобрать и разработать мероприятия, способствующие формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы, выявить условия их применения.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу в рамках проблемы исследования.

Подобрать и разработать мероприятия, способствующие формированию этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школе.

Определить критерии этнической толерантности и выявить эффективность формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы.

В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы будет эффективно, если:

- во внеклассной работе проводится комплекс занятий: «Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру», «Затеи наших друзей» (игры разных народов), «Наш общий дом - Земля», а также и по литературному чтению: «В стране сказок» (сказки разных народов), «Угадай-ка» (загадки разных народов) с учетом условий поликультурного пространства начальной школы;

- содержание воспитательных занятий будет основываться на знакомстве с традициями, обычаями разных народов, отражающих национальный контингент класса.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ научной литературы; опытная работа; анкетирование, тесты: тест, разработанный на основе методики Б. И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций» [20], тест этнической толерантности; анализ продуктов деятельности учащихся; обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике.

Этапы исследования:

1 этап (май-октябрь 2011г.) - определение теоретической базы исследования, изучение и анализ философской, психологической, этнологической, педагогической литературы по проблемам межнационального и полиэтнического взаимодействия, формулирование рабочей гипотезы, определение теоретических основ исследования выпускной квалификационной работы;

2 этап (ноябрь-декабрь 2011г.) - проведение формирующего этапа исследования в образовательном учреждении, уточнение гипотезы исследования;

3 этап (январь-май 2012 г.) - анализ, систематизация и обобщение результатов проводимого исследования, уточнение положений и выводов исследования, оформление опытно-экспериментальной работы в виде текста выпускной квалификационной работы.

Достоверность и обоснованность положений, и вывод исследования обеспечиваются результатами опытной работы, адекватность методики исследования, его предмету и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на Международной научно-практической конференции студентов «Культура. Образование. Цивилизация» в г. Уфа, сентябрь 2009 г., на Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов «Ценности образования» 29-30 октября 2009 г., г. Саранск, на Международной научно-практической конференции «Образование и культура в развитии современного общества» 16–17 декабря 2009 г., г. Новосибирск, на Всероссийской заочной научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовании младших школьников», посвященная 2010 – году учителя» апрель 2010 г., г. Новосибирск, а также на семинарских занятиях в учебном заведении; в процессе непрерывной педагогической практики студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы применялись во 2 классе, также они могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями, родителями и студентами.

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения СОШ №189 2 «г» класс г. Новосибирска.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается оценка современного состояния проблемы, степени ее разработанности; определяются цель, объект, предмет исследовании, гипотеза, задачи; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; описываются методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы» рассмотрены теоретические основы исследования проблемы и условия формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы.

Во второй главе «Работа по формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы №189 г. Новосибирска» представлены результаты исследования.

В заключении подведены итоги исследования, сформированы основные выводы, предложены перспективные направления дальнейшей разработки проблемы формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы.

Нюансы образования:

Характеристика детей с общим недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, инто ...

Методика обучения коньковым лыжным ходам
Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после овладения основами классических ходов. Освоив технику этих ходов, можно при изучении коньковых ходов использовать умение о ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru