В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
История потребления человеком различных наркотических веществ насчитывает не одно тысячелетие. Анализ исторических источников свидетельствует о том, что в течение всего развития человеческой цивилизации в разные исторические периоды и у различных народов всевозможные наркотические средства находили применение в религиозных обрядах, медицине и повседневном быту.
Испокон веков наркотики потреблялись только традиционные для местности проживания конкретного народа, наркотики не угрожали гибели народов вследствие наркозависимости, так как их потребление носило прикладной характер, то есть потребление наркотиков исходило из обычаев, традиций, культуры. Это было до того, как наркотики стали товаром, и вышли на международный рынок.
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, изменения сознания, снятия боли и неприятных ощущений.
Еще в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Около 2700 г. до н.э. в Древнем Китае уже использовали коноплю в виде настоя, как чай: император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания в ходе религиозных обрядов и при подготовке к сражению.
На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в результате Крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев в Америку принесли новые открытия. Оттуда пришли кокаин (из Южной Америки) и табак (из Северной Америки). Между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева — Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в XVII веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе. Добавим, что из Европы в Америку пришел алкоголь, а в Чили в 1545 году появилась конопля.
До начала XX века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. Первого европейца, закурившего табак, — спутника Колумба Родриго де Хереса — по прибытии в Испанию заключили в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай.
Известны случаи, когда государство не запрещало наркотики, а, наоборот, содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример — вооруженные конфликты между Великобританией и -Китаем в середине XIX века. Их называли опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозили в Китай опиум. В результате несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В то время Китай вышел на первое место в мире по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами.
В XX веке в Европе и Америке употреблялись практически одни и те же наркотики. Интересно, что много новых или хорошо забытых старых наркотиков было освоено сначала в США, а затем они распространились в других странах, так что Америка как бы задавала тон в их международном потреблении.
Актуальность проблемы. Актуальность исследования определяется расширением злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и усугублением социальных и медицинских последствий, а также необходимостью междисциплинарного взаимодействия врачей, психологов, педагогов, сотрудников социальной службы и правоохранительных органов.
Наркологическая ситуация в Новосибирске и состояние дел с профилактикой злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних представляет собой достаточно типичную картину. В целом в профилактике превалирует медико-центрический подход, при котором основная часть работы ложится на плечи врачей-наркологов (с преобладанием информационного подхода). Профилактические мероприятия не входят в круг непосредственных обязанностей специалистов, имеющих отношение к физическому и психическому здоровью несовершеннолетних (школьные врачи и психологи, социальные работники). Для проведения такой работы большинству из них не хватает опыта и знаний.
Достаточно противоречивы взгляды на задачи и методы профилактики, а также на распределение зоны ответственности специалистов. Их совместная работа ограничивается контактами в период критических ситуаций, создающих угрозу здоровью или общественному порядку. Отмена участкового принципа в подростковой наркологии повлекла за собой снижение активности диспансерного наблюдения. Подростки с донозологическими формами (т.е. этапами психопатологических нарушений) злоупотребления психоактивными веществами практически выпали из-под наблюдения наркологов. Хотя диспансеризация этого контингента и не дает полной гарантии предотвращения перехода злоупотребления в зависимость, но отказ от нее существенно затрудняет организацию системы профилактики, в которой врач играет роль "дирижера", принимающего сквозное участие на всех ее этапах – первичной, вторичной и третичной. Работа правоохранительных органов ведется "вдогонку" за совершенными деликтами.
Многофакторность развития аддиктивного поведения и патогенеза наркологических заболеваний позволяет говорить о необходимости мультидисциплинарного подхода в изучении этой проблемы. Он должен включать в себя не только традиционные методы, такие как психопатологический, патопсихологический, но и социально-психологический, юридический и др.
На протяжении многих лет внимание исследователей было заострено на медицинских профилактических мероприятиях (вторичной профилактике), однако в последние годы первичная профилактика является одним из приоритетных направлений противодействия распространению психоактивных веществ среди молодежи.
Вместе с тем, до последнего времени отсутствуют работы, комплексно рассматривающие проблему профилактики в разных группах несовершеннолетних, как интактных (не вовлеченных в какой-либо процесс) в отношении психоактивных веществ, так и вовлеченных в разной степени в их употребление.
В работе впервые разработаны критерии диагностики аддиктивного поведения с учетом возрастных особенностей. Выявлены клинические, психологические и социальные факторы, определяющие неблагоприятное течение аддиктивного поведения и переход его в состояние зависимости.
Потребление психотропных активных веществ (ПАВ) при транзиторном течении (т.е. неустойчивость симптоматики и наличие спонтанных ремиссий) играет роль копинг-поведения, осознанно используется при решении конкретных проблем несовершеннолетнего. Ведущим критерием его определяющим является социальный критерий частоты употребления. Прогредиентное (продолжающееся) течение определяется совокупностью всех нарастающих по тяжести критериев. Основными факторами, определяющими прогредиентное течение являются прежде всего различные формы "патологической почвы", а именно, развитие аномально-личностных свойств, особенно неустойчивого типа у юношей и истерического у девушек, алекситимия, эгоцентрическая антиципационная несостоятельность, проявления дисгармоничного пубертатного криза, неблагополучие в семье, неправильное воспитание, наличие стрессовых ситуаций,
Комплексная система профилактики (психолого-педагогическая, медицинская, социально-профилактическая) позволяет с минимальным привлечением дополнительных средств оказать влияние на личность несовершеннолетних, что способствует оптимальной профилактике аддиктивного поведения.
Объект исследования – социально-педагогическая работа с наркозависимыми подростками.
Предмет исследования – профилактика.
Основная гипотеза нашего исследования заключается в том, что главными факторами защиты подростков от наркотиков являются высокий уровень критичности к тем, кто их употребляет, и сформированная мотивация к общественно полезному труду, а не информированность о вреде наркопотребления. В целом ближайшее социальное окружение таит в себе много опасностей, не давая особых возможностей подросткам, ищущим новые способы самоутверждения, найти их в общественно одобряемых формах досуга.
Цель работы – изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике наркозависимого поведения подростков.
Задачи работы:
Представить общую характеристику наркозависимого поведения подростка;
Обозначить роль социально-педагогической работы в профилактике наркозависимого поведения подростка;
Рассмотреть направление социально-педагогической работы на решение проблем, связанных с наркозависимым поведением подростка.
База исследования – школы Ленинского района г. Новосибирска. В опросе приняли участие 368 учащихся 9 – 11 классов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки.
Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа – сбор информации и статистических данных; анализ данных; написание дипломной работы.
Смольный институт благородных девиц
Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отношением к ее образованию. Петровская идея государственности, пронизанная духом учения, столкнулась и с вопросом женского образования, котор ...
Развивающие методы обучения, их роль в организации познавательной
деятельности учащихся
Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играют развивающие методы обучения. К таким методам можно отнести: приём сравнения, приём классиф ...