В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы»)
Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе.
Не все виды труда в природе доступны слепому, а также ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений).
Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слепых и слабовидящих детей:
- посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады;
- подготовка корма для кормления зимующих птиц;
- подкармливание птиц зимой;
- уход за комнатными животными;
- уход за растениями.
Начинать коррекционно0воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.
В процессе специально организованной коррекционно-воспитательной работы слепые и слабовидящие дети пользуются практическими действиями, как познавательными. При этом они учатся оречевлять не только свои действия, но и действия няни, воспитателя, наблюдая за их трудом и активно помогая им в уходе за растениями.
При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы)
Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация)
Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений:
Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфорт, охотное включение ребенка в контакт со взрослым.
Систематическое стимулирование двигательной активности слепого путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.
Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению к правилу в процессе формирования трудового навыка.
Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.
Опора на сохранные органы чувства, соблюдение сохранного режима работы.
Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
Обеспечение ощущений каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.
Предварительное обрабатывание игровых, трудовых, графических и других и других навыков, обеспечивающих самостоятельность в подражании образцу.
Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень к самостоятельной деятельности.
Основы используемого метода исследования
Для того, чтобы применять полученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провести собственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод об эффективности приоб ...
Внеклассное воспитательное мероприятие
Тема мероприятия: «14 февраля. День Святого Валентина» Количество групп: 1 Дата проведения мероприятия: 14 февраля 2008г. Психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы занятия В конце свое ...