В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В настоящее время нет однозначного толкования термина "социализация". В литературе чаще всего понятия социализации и воспитания выступают как родовые. Автором термина "социализация" считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса. Он первым употребил этот термин в значении "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни" в книге "Теория социализации" (1887). Вслед за Гуддинсом американский психолог Т. Парсонс предложил термин "социализация" для обозначения процесса "очеловечивания человека", т.е. "вхождения" его в общество, приобретения и усвоения им определенного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок на протяжении всей жизни. По мнению Парсонса, этот объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в обеспечении своего производства, развития и совершенствования. Социализация, как по содержанию, так и по средствам реализации является сложным процессом взаимодействия человека с окружающим его миром.
Исследования в области социализации проводили такие ученые как И. С. Кон, Г.М. Андреева, В.С. Мухина, А.В. Мудрик.
Одним из самых первых, но наиболее последовательных и глубоких теоретиков социализации в отечественной науке является И.С. Кон. Взгляд И.С. Кона на социализацию отличает, во-первых, выделение в ее процессе стихийного и организованного компонентов; и, во-вторых, акцентирование активной позиции человека в ходе социализации. И.С. Кон, рассматривая детство и как особую субкультуру общества, и как элемент человеческой культуры в целом, трактует социализацию детей как "способ существования и трансмиссии культуры".
Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс; с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности включения в социальную среду. Содержания процесса социализации – процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения и самосознания. Процесс социализации может быть понят как единство изменений этих трех сфер.
В работах В.С. Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренних позиций человека, возникающего в онтогенезе.
А.В. Мудрик трактует социализацию как развитие и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. А. В. Мудрик считает, что сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Любое общество стремилось и стремится сформировать определённый социальный тип человека, соответствующий его социальным идеалам. При этом главенствующая роль всегда отводится воспитанию как целенаправленному процессу включения различных поколений в систему социальных ценностей и социальных ролей.
Социализация ребенка – процесс сложный и длительный. С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы ребенок принял и усвоил определенную систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, стал его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка оказывают влияние разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в социуме. Совокупный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и отвечает интересам общества. Таким образом, социализация, базируясь на воспитании, в свою очередь выступает определяющим фактором развития личности.
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в подростковом и юношеском возрасте, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Контркультурные организации как микрофактор социализации
Контркультурные организации - объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общест ...
Становление методики обучения дробным числам
Методика преподавания дробей развивалась параллельно с методикой преподавания целых чисел. Подходы к изучению целых чисел использовались и при изучении дробей. В начале XIX века немецкий педагог А.В. ...